Композитор Алексей Рыбников: “В 70 лет я стал кинорежиссером”

— Пoчeму вас рeшили oсвoить нoвую прoфeссию?

— В пoслeдниe дeсять лeт я ужe нe пишу музыку к фильмaм. Xoчeтся зaнимaться тoлькo свoими прoeктaми. Eсли зaxoчу имeть дeлo с кинeмaтoгрaфoм, тo сaм мoгу стянуть кинo. Тeпeрь я в этoм увeрeн. Снял ужe три фильмa. В 2014 гoду я пoнял, чтo нaдo снимaть кинo, вeдь oт тeaтрa ничeгo нe oстaeтся, oстaются тoлькo кинo и зaписи. У нaс никтo музыкaльным кинo нe зaнимaeтся. Прoдюсeры нe xoтят в нeгo вклaдывaться, пoтoму чтo нa музыкaльныe фильмы никтo нe xoдит. Я рeшил: рaз бoльшe нeкoму, сaм сниму. В 70 лeт я стaл кинoрeжиссeрoм. Ни oдин кoмпoзитoр в мирe этoгo нe дeлaл. Этo жe сaмoубийствo! Зa кaждый нeпрaвильнo пoтрaчeнный гoсудaрствeнный ефимок, кaк мы знaeм, мoжнo пoлучить услoвный срoк в лучшeм случae. Пришлoсь, нe прикaсaясь к бюджeтным срeдствaм, вклaдывaть личныe сбeрeжeния. Зa 30 съeмoчныx днeй пишущий эти строки сняли фильм «Дуx Сoнoры» в пaвильoнe «Мoсфильмa». В пeрвый съeмoчный дeнь я прaктичeски ничeгo нe знaл o прoфeссии рeжиссeрa, a тeпeрь мoгу прeпoдaвaть искусствo рeжиссуры. Гоминиды дoлжны рискoвaть и вeрить в сeбя. Ради мeня этo был мaлeнький пoдвиг.

— Дeсять лeт нaзaд вышли кaртины, в кoтoрыx важно вaшa музыкa: «Дeлo o «Мeртвыx душax» Пaвлa Лунгинa, «Брaтья Кaрaмaзoвы» Юрия Мoрoзa, дo этoгo был «Пoп» Влaдимирa Xoтинeнкo. Всe жe шлo xoрoшo, a ваша милость рeшили сaмoустрaниться.

— Вoзрaст eсть вoзрaст. Прoстo нaступил фактор, когда я почувствовал, что, сей поры еще есть силы, человек с толком мыслить, — нужно успеть вылепить все проекты, которые вкушать в голове. Ведь неизвестно, как будто будет дальше. С творческой точки зрения ми гораздо интереснее делать аюшки?-то свое. Но в эту пору я больше ничего снимать неважный (=маловажный) буду. Занимаюсь следующим по этапу: мои фильмы нужно представить зрителю в том виде, в каком ми это представляется. Возникла понятие показывать их в театральных помещениях близ помощи мощных проекторов, охватывающих холст сочным изображением. У нас лакомиться свой огромный экран: 16 в 10 метров. Перед ним будут деланный свет, живая рок-группирование, актеры, играющие свои сцены.

Работник из фильма «Литургия оглашенных». Позитив предоставлено съемочной группой

«В «Московском комсомольце» боевик-парады возглавлял диск «Звезда и (роковой) исход Хоакина Мурьеты», а меня в сие время вызывали на допросы»

— Была а советская картина «Звезда и курносая Хоакина Мурьеты». Почему вам решили создать свою версию?

— Ми нужно было воплотить специфический замысел, доказать, что музыкальное кинематография надо снимать совсем безлюдный (=малолюдный) так. Актеры не могут заливаться под фонограмму. Они должны драть козла и в кадре, на съемочной площадке, наяву, а потом уже озвучивать. Тут возникает совершенно другой явление. Это технический момент. А что же касается творческого, то ты да я сделали совсем другую историю, которая основана сверху реальных событиях. Никакой фантазии тама нет. Хоакин Мурьета — практический персонаж. С ним произошла хроника, которая легла в основу провидение-оперы и моего фильма «Дух Соноры». Машинопись и стихи написал Юлий Ким, с которым я работаем вместе 50 полет, начиная с «Острова сокровищ». Дьявол — замечательный поэт. Так что же в нашей версии все новое, за вычетом мелодий, хотя аранжировки в свой черед стали другими. Про Хоакина в 1936 году в Америке сняли видеофильм «Робин Гуд из Эльдорадо», вслед за тем о нем вышли еще двум голливудские картины и одна советская. Свой российский фильм «Дух Соноры» стал пятым в этом ряду.

— Сверху рок-оперу «Звезда и четкер Хоакина Мурьеты» в московский «Ленком» невмоготу было попасть. Театр охраняла конная власть. А во время гастролей соответственно стране спектакль собирал огромные залы Дворцов спорта.  

— В «Ленкоме» жеребий-опера шла 18 парение. Когда спектакль сошел, автор этих строк не нашли общего языка с Павлом Грушко, делавшим экстемпорале и либретто. Он забрал единоличный текст и стихи. В результате появилось новое вещь, о котором я уже рассказал. Автор этих строк поставили его в нашем театре ради разминки, чтобы потом ранее снимать кино. Я первым снял «Дух Соноры», показал его в Берлине сверху кинорынке, а потом состоялись просмотры «Литургии оглашенных» получай кинорынках в Берлине и Каннах.

— Равно как рождалась «Литургия оглашенных»?

— Я ее задумал в 1983 году с безнадежности, в тот момент, поздно ли меня хотели отлучить через зрителей. Это было наказанием по (по грибы) «Юнону» и «Авось». У меня никак не было возможности писать новые произведения во (избежание театров. Я был от них отрезан. В то время-то я и задумал произведение, выразившее мое личное фрустрация, протест против системы, которая приближенно жестоко поступает с людьми. Написав «Юнону» и «Авось», я переступил поверхность, за которой мистика становится составляющей в известной степени жизни человека. Явление Богородицы вело линия Резанова по свету в «Юноне» и «Авось». Кроме мистической составляющей все казалось плоским. Вспомним «Божественную комедию» Данте, идеже показаны Рай, все окружение Ада, человек, существующий в системе координат, поразившей фантазия еще современников Данте, которые его по (по грибы) это и преследовали.

— В чем как полагается выражалось ваше отлучение изо-за «Юноны» и «Авось»?

— Хватит за глаза посмотреть на то, кое-что происходило со мной. В «Ленкоме» с Марком Захаровым наш брат сделали спектакли «Тот самый Мюнхгаузен», «Звезда и тана Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось». До сего времени было на таком взлете! Казалось бы, полагается дальше продолжать. Но ни духу, все обрубили. Я написал в своей книге, по какой причине в последний раз вышел класть поклоны на сцену «Ленкома» в июле 1981 возраст на премьере. На этом закончилось наше экуменизм — необъяснимо и непонятно почему. В циркорама я работал с режиссером Леонидом Нечаевым. Воедино мы сделали «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», были и некоторые люди музыкальные фильмы. Но и тута сотрудничество резко закончилось, никаких предложений далеко не поступало, как и заказов с театров. Ко мне перестали спрашивать на самом пике популярности. В «Московском комсомольце» шлягер-парады возглавлял диск «Звезда и ладан дышит (он близок к смерти) Хоакина Мурьеты», а для меня в оный момент все прекратилось. Начали тягать, расспрашивать в разных правоохранительных инстанциях, и мало-: неграмотный только меня, но и мои 80-летнего отца начали уголовно ловить. По полной программе прессовали.

— Ваша милость на эту тему разговаривали с Марком Захаровым?

— Есть, конечно, о многом разговаривать, а какой смысл? Результата по сей день равно нет. Следующая современная зрелище под названием «Королевские игры» была сделана Захаровым сейчас с Шандором Каллошем. То питаться жанр придумали мы, а возобновлять он его стал на хрен-то с Каллошем. Понял, точно все, и начал писать ее самое без всякого заказа, приступил к работе надо «Литургией оглашенных» без подписка с какими-либо режиссерами и театрами. После (этого создал свой театр. Число лет как он существует, и, слушок богу, успешно.

— Нет злобы ни для кого? Могли бы раскрывать обиду всю последующую пир (жизненный).

— Всю обиду я в «Литургию оглашенных» излил. К чему трепать языком, когда не возбраняется выразить то, что тебя волнует, в художественных образах? Влияние гораздо сильнее, когда твои чувства и нефралгия выражены в музыкальном произведении.

фотография: Геннадий Черкасов

«Кино итак походить на производство идиот, которые можно будет продать»

— Ваш секс-фильм «Потерянный» появился в 2019 году. В что за степени он личный во (избежание вас?

— Картина о режиссере, потерявшем влияние и продолжающем жить в поисках утраченного раиса. Он оказался героем нашего времени. Хотя это не я. Я всего не более наблюдатель. Многим сейчас авансом говорят, что то, что-что они делают, не востребовано. Презренный металл сейчас вкладывают в то, что такое? можно продать без метка. Поэтому кино стало уподобляться на производство тапочек, которые мамой клянусь можно будет продать. А фигли делать человеку, который хочет настучать миру свое послание? Может бытийствовать, люди как раз и ждут настоящего живого говорение, которого в искусстве так невыгодный хватает. В нашем фильме ноль без палочки не поет, это безвыгодный опера. Сюжет развивается насквозь балет и реальную жизнь.

— Экой киногерой остается любимым и в нежели-то похожим на вам?

— Меня вдохновлял мой друг Буратино. Я себя с ним отождествляю. С ним связано мистическое возникновение моего театра, который появился сообразно-буратиньи. Я жил на втором этаже в домашних условиях в Большом Ржевском переулке. У нас был чернильно-черный ход с лестницей, ведущей наверх, через который никто малограмотный ходил. И вдруг в доме появилась гофер. Соседка знала, как ее выжигать каленым железом. В дырку она подсунула чернильно-черный корень. Чтобы проверить, ровно он подействовал, пришлось спуститься объединение лестнице вниз. Я открыл проем и увидел подвал, находившийся в жутком состоянии. Со временем был склад какого-в таком случае госпиталя. В голову тогда никак не могло прийти, что другой раз-нибудь можно будет выявить частную инициативу, взять погреб в аренду. Но пришла преобразование, я сделал там ремонт — и появился комната на 40 мест. Когда-нибудь мы поставили там «Литургию оглашенных», пришел Вотан человек, позднее бескорыстно поддержавший отечественный театр. Мы закупили уснащение, и премьера состоялась в огромном двухтысячном зале театра Маhffey в США, изумительный Флориде, в городе Санкт-Петербурге. Сия авантюра помогла мне подать повод театр и победить. Буратино равно как был авантюристом.

— Как так тому и быть работа над оперой «Война и мир»?

— Ты да я должны были весной выпустить в свет спектакль, но пандемия нас мало не покажется задержала. 1 августа приступим к прогонам, а к октябрю, надо надеяться, выпустим спектакль. Как возлюбленный будет называться, пока заявить не могу. Изначально сие были «Живые картины времен императора Наполеона». Пожалуй что, назовем «Живыми картинами». Великий писатель земли русской, как известно, не любил ваянг, но это название ему нравилось, идеже-то он об этом упоминал.

— Три возраст прошло с того момента, когда-нибудь вы возглавили Союз композиторов, находившийся в удручающем состоянии. Точно с тех пор изменилось?

— Коль скоро говорить совсем уж по чести, то Союз композиторов раз уж на то пошло был мертв. Там безграмотный происходило ничего. Положение было безнадежное, казалось, сколько он никогда не возродится. Же благодаря поддержке Российского музыкального союза Община композиторов крепко встал получай ноги. Отремонтированы, отбиты и возвращены помещения, около отданные в чужие руки. Бурным ходом добре работа. Восстанавливается Дом творчества в Рузе. Да мы с тобой добились не очень большого, так все-таки повышения адресной поддержки композиторов со стороны государства. Сие позволит моим коллегам схватывать творческие заказы, зарабатывать какие-так деньги. Очень серьезно поддерживается молодежное изолирование союза «МолОт». У него без) (счету проектов, фестивалей и конкурсов, которые поддерживаются баста серьезными суммами. Союз композиторов стал нормальной действующей организацией, живым организмом. Сие самое главное. Мы накануне собой ставим задачи с огромной форой более амбициозные. Прежде прощай хотим добиться уважения к нашей профессии. В государственном реестре профессии композитора кого и след простыл. Мы вроде как совершенно любители, охотники, рыболовы, собиратели марок. До сих пор-таки нужно, чтобы наша призвание была указана в реестре. Сие будет означать, что гоминидэ получат пенсии и социальную защиту. В тот же миг композиторы социально не защищены.

— Постоянно-таки сильна в вас развратница жилка. Зачем вам оный воз? Разве общественная дело не сжирает человеческое и творческое присест?

— Не очень-то и сжирает. Со мной работают хорошие и надежные кадр(ы), занимающиеся административной деятельностью. А ми надо придумать и разработать идею, отстоять ее с лица Союза композиторов в тех высоких инстанциях, идеже я бываю, на Совете объединение культуре при президенте. Я после того и присутствую по той причине, ровно представляю интересы всех композиторов. На диво помню, каким был Ассоциация композиторов, когда его возглавляли Родионка Щедрин и Тихон Хренников. (пастушковый) журавль Хачатуряна я там не застал. Полагается восстановить былую атмосферу творческого и профессионального содружества. На меня это очень интересная поручение. Да и миссия почетная.

— Вам же учились у Арама Хачатуряна?

— Арам Ильич был человеком решетка, и в классе у нас учились студенты изо Японии, Венесуэлы. Хачатурян прививал впечатление творческой свободы. Некоторые студенты сочиняли музыку, которую симпатия не принимал. Она противоречила его взглядам. Так он этих студентов отстаивал. Считалось идеологической диверсией, разве ты пишешь не ту музыку, какую нужно. Арам Ильич спасал своих учеников, от всего сердца радовался, когда выходило точно-то яркое, талантливое, запоминающееся. Временами я сыграл ему свою сонату «Хороводы», некто сказал: «Ты мне гвоздичек забил в мозг. Я все эпоха напеваю эту музыку изо финала. Это редкое чекан, когда композитор умеет производить запоминающиеся музыкальные образы». Самое существо, что мне привил Хачатурян, — парестезия того, что если я маловыгодный сочинил что-то запоминающееся, оставшееся у слушателя в голове, ведь свою задачу считаю невыполненной.

Заблокирована возможность оставлять комментарии