Кшесинская выступала в образе бокала шампанского: история балета «Талисман»

Пeтипa был нe прoмax: присвoил чужoe

Бaлeт «Тaлисмaн» Пeтипa пoстaвил в 1889 гoду (тo eсть рoвнo зa oдин гoд дo «Спящeй крaсaвицы»). Музыку к нeму нaписaл извeстный дирижeр и кoмпoзитoр Риккaрдo Дригo, и этo прoизвeдeниe стaлo пeрвым eгo «пoлнoмeтрaжным бaлeтoм» (дo этoгo сoчинил не более того oднoaктный «Зaчaрoвaнный лeс»). Прeмьeрa прoшлa 25 янвaря в бeнeфис итaльянскoй бaлeрины Элeны Кoрнaльбa, oднoй изо тex тaнцoвщиц, кoтoрыx в Итaлии нaзывaли prima ballerina assoluta. В русскoм бaлeтe нaступaлa эрa итaльянoк-виртуoзoк, нa кoтoрыx в ближaйшee дeсятилeтиe и будут стaвиться всe спeктaкли: «Спящaя крaсaвицa», «Щeлкунчик», «Лeбeдинoe oзeрo», «Рaймoндa»…

Дeйствитeльнo, пoнaчaлу считaлoсь, чтo либрeттo «Тaлисмaнa» нaписaл сaм Пeтипa. Oднaкo нeзaдoлгo дo прeмьeры в пeтeрбургскиx гaзeтax пoявилoсь сooбщeниe, чтo eгo нaстoящий aвтoр — мoскoвский дрaмaтург Кoнстaнтин Тaрнoвский. Гaзeтa «Минутa» тoгдa писaлa: «Лeт дeвять тoму нaзaд К.A. Тaрнoвский пo прeдлoжeнию В.П. Бeгичeвa, тoгдaшнeгo инспeктoрa рeпeртуaрa мoскoвскиx тeaтрoв, нaписaл прoгрaмму бaлeтa «Тaлисмaн» и пeрeдaл ee г-жe Сoбeщaнскoй, кoтoрaя сo свoeй стoрoны вручилa прoгрaмму г. Пeтипa, кoтoрoгo прeдпoлaгaлoсь приглaсить в Мoскву исполнение) пoстaнoвки этoгo бaлeтa». Нo спeктaкль нe увидeл свeт, и Тaрнoвский o нeм пoзaбыл, пoкa нe прoчeл в прeссe сoдeржaниe нoвoгo бaлeтa Пeтипa. A Пeтипa пo свoeму oбыкнoвeнию присвoил сoчинeниe сeбe, нo пoслe пeрeгoвoрoв Тaрнoвскoгo с тeaтрaльнoй дирeкциeй в aфишe пoявились двa aвтoрa: Тaрнoвский и Пeтипa.

Сумaсшeдший успex сoпрoвoждaл этoт спeктaкль в тe гoды, кoгдa oн шeл нa сцeнe. Мeжду прoчим, дo рeвoлюции пo свoeй пoпулярнoсти «Тaлисмaн» сoпeрничaл с сaмим «Лeбeдиным oзeрoм». Нo, кaк ни стрaннo, нa прeмьeрe был сдeржaннo принят публикoй. Нeсмoтря нa виртуoзнoсть, Кoрнaльбa нe oблaдaлa aктeрским дарованием и, т. е. писала критика, «была бледно холодна и никакого впечатления невыгодный оставляла». Рецензенты тогда назвали «Талисман» «тщедушным хореографическим произведением». Восторги начались после того…

После скорого отъезда Корнальба с России в спектакле дебютировала Грубая Никитина, и тон рецензий остро изменился, а после того, ни дать ни взять в 1895 году Петипа возобновил балет про любимицы публики Пьерины Леньяни (в начале того но года стала первой исполнительницей в «Лебедином озере»), ему всякий раз сопутствовал громадный успех.

Кшесинская в образе бокала шампанского

В 1909 году балет вернул возьми сцену Николай Легат, сократив его, переставив отдельные сцены и дав некоторым героям кое-кто, более соответствующие индийской тематике спектакля имена: где-то, повелительница небесных духов Тинания стала у Легата Амравати, ее боярышня Элла — Нирити, а бог ветра Оркан — Вайю. Эту партию получи премьере в 1909 году станцевал «бог танца» Вацлав Нижинский.

Вайю — Демиург ветра и воздушного пространства в ведическом пантеоне богов. В Ведах Вайю описывается как бы обладающий необыкновенной красотой, отметающийся на своей колеснице, запряженной двумя али тысячей лошадей во всех направлениях и очищающий область от злых влияний. Так оно и есть, сестра Вацлава Нижинского, Бронислава, утверждает в своих воспоминаниях, точно роль Нижинского в постановке Легата именовалась Бурей, но скорее всего сие ошибка памяти. «В новой постановке Микола Легат поручил главную мужскую место Зефира Нижинскому, переименовав его быть этом в Урагана, — пишет возлюбленная. — Вацлаву балет не нравился, не без того он и имел в нем громадный успех». Упоминает Нижинская и реакцию критики держи выступления ее брата: «Про выступления Нижинского Водан из критиков писал, аюшки? сцена Мариинского театра мала чтобы великолепных прыжков Нижинского»; особая) утверждал, что Нижинский «взвивался точно на пожар на такую высоту, что же голова его скрывалась после порталом сцены».

Нирити получай премьере 1909 года танцевала Люля Преображенская, это был ее заключительный бенефис. А роль магараджи Нурредина исполнил Майк Фокин. Более чем минуя год 31 января в партии Нирити вышла и Опасная красота Кшесинская, которая должна была ходить на премьере, но подвернула ногу. Быть этом новые костюмы Шервашидзе столько поразили балерину, что возлюбленная заказала у него костюмы к своим выступлениям без- только в «Талисмане», но и в «Дочери фараона». В своих мемуарах возлюбленная писала: «Талисман» всегда был моим удачным балетом, и (и) еще как выигрышным. Но с тех пор, чего со мной стал обозначаться в нем П. Владимиров, балет данный еще больше выиграл — в отдельных случаях во втором действии Владимиров изображал Гения ветра и вылетал возьми сцену, неся меня получи и распишись своем плече, это производило огромное впечатление». Рецензент Юрий Беляев даже узрел в Кшесинской фужер шампанского, который танцовщик преподносил публике.

Окончательный раз этот балет появился нате афишах в 1926 году: его возобновили ради выпускного спектакля Ленинградского хореографического училища, в котором достижение произвели танцы Ольги Иордан и Алексея Ермолаева. Особенно на этого 16-летнего выпускника его наставник Владимир Пономарев переделал и до этого времени более оснастил виртуозной техникой мужские вариации с «Талисмана».

Гром и молнии получи сцене

Что же сие был за «Талисман»? Сиречь и в «Баядерке», более раннем балете Мариуса Петипа, для сцене перед зрителями представала таинственная древняя Индия, загадочные небесные пачули, раджи, индийские воины, факиры, заклинатели змеек, танцовщицы-баядерки. А кроме того, к тому же и невольницы, и купцы на делийской базарной площади — что в «Корсаре». Ведь действие разворачивается в владениях царя Дели Акдара, пупок развяжется и занесло магараджу из Лагора — Нурредина. Лагор (Лахор), напомним, находится получи и распишись территории современного Пакистана, же тонкостями географии Петипа николи не заморачивался: балет — элли условное.

Запутанный и невнятный сюжетик с обилием действующих лиц в четырех действиях, семи картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом повествует о книжка, как дочь повелительницы небесных духов Нирити (скажем мы ее будем до привычке называть) в сопровождении бога ветра Вайю спускается нате землю для прохождения положенного богам испытания: симпатия не должна поддаваться земным искушениям, как-нибудь еще потеряет бессмертие. Но Венера влюбляется в земного человека Нурредина, какой-нибудь случайно завладел подаренным ей матерью охраняющим талисманом. Вне этого талисмана Нирити отнюдь не сможет вернуться на небосклон, а тот человек, что завладеет им, кому (должно добровольно его отдать.

Вишь на том, как Нирити со своим спутником богом ветра Вайю ищут растерянный талисман, и построена сюжетная основа спектакля. Центральный дуэт первого акта, какой-никакой вместе с Корнальба танцевал исполняющий получи и распишись премьере роль Нурредина Палюня Гердт, так и назывался — L`etoile perdue («Потерянная звезда»). Отец Небесный ветра с помощью волшебного жезла поуже во втором акте вызывал духов всех стихий и приказывал им заметить потерянную звезду.

В поисках звезды герои балета побывали и в исключительно красивом саду царя Дели Акдара, идеже должна была состояться процедура бракосочетания Нурредина и дочери Акдара Домаянти; и сверху делийском рынке, где Зиждитель ветра Вайю представал в одежде брамина, а Нирити была его рабыней, которую спирт пытался продать Нурредину в воздухообмен на звезду; и в охотничьей лачужке, много Нурредин приносил похищенную в базаре и засунутую в мешок влазелиха богини.

Однако отнюдь невыгодный сюжет, а роскошь оформления, всеохватность постановки и, конечно, хореография сделали «Талисман» так популярным. По сообщению рецензентов, в одном исключительно прологе вокруг повелительницы небесных духов держи премьере в Санкт-Петербурге располагалась большая серия гениев воздуха, состоящая изо 56 человек, а в конце третьего образ действий «заключительное pa d`action дает величественный октет. В танцах и живых группировках участвует сильнее 200 (!!!) человек».

«Взвился занавес, и представилась бесспорно превосходная декорация Бочарова, — писала «Петербургская газета». — Колоссальный тут сказался мастер и артист своего дела! Живописные группы, пестрина и роскошь костюмов — все сие вызвало заслуженные рукоплескания публики». А вторично более поражали спецэффекты, которыми, именно, и приманивали публику. «Поднявшаяся завирюха, громы и молнии» сопровождали под каждый выход Бога ветра, рядом появлении которого в конце первой картины первого образ действий, как сообщает либретто, заручка индийского жилища — бамбуковой хижины ткача Наля, идеже происходит первая картина, точь в точь раскрывалась и Бог ветра «вместе с Эллой (иначе Нирити. — П.Я.) поднимался в воздух». В картине, изображавшей земля духов подземелье вместе с героями и со всеми духами уходило кверху, а из люка выходило фосфорическое жар.

А венчал этот балет, (то) есть, собственно, и все балеты Петипа, концовка-апофеоз, где расступались стены горной лачужки, в которой развивались перипетии последнего действия, и перед взорами публики получай троне восседала Повелительница небесных духов, окруженная феями, сильфидами и гениями, а андромеда с талисманом в руке (наконец ведь Нурредин ей его отдал) приготовилась взметнуться. Но… увидев магараджу плачущим и поняв, точно он умрет без нее, отпускала звезду и бросалась получи и распишись грудь возлюбленного. Так, предпочтя пас небесам, она отказывалась через бессмертия. В общем, как издревле, любовь побеждала!

Танец с яйцами и желание суицида

И всюду сюжет сопровождали танцевальный вечер. Как писал рецензент «Петербургской газеты»: «Петипа поработал, вроде говорится, в поте лица и поставил такое избыток танцев, адажио и картинных групп, какое хватило бы бери два балета».

В хижине ткача Наля, куда ни на есть первоначально и спускались с небес Нирити и Вайю, непосредственно Наль и его невеста Нерильи танцевали Danse Hindoue, т.е. индусский танец, который был «вариантом нашей закавказской лезгинки». А спустя некоторое время Нирити танцевала «Танец первых ощущений», прикасаясь к незнакомым ей земным предметам, и, (языко повествует либретто, «выражала ту евфросина, которую эти новые ощущения ей доставляли».

В садах царя Акдара — о триумф красоты — в сцене La Ruse («Хитрость») изо земли неожиданно вырастали кусты бенгальских розанов, и с каждого выходила танцовщица. А царицей цветов в этом саду была Нирити, с чувством исполнявшая танец «Бенгальская роза». Спустя некоторое время шел танец драгоценных камней, в которые превратились ароматы стихий, «грациозно выпрашивая звезду» у Нурредина. Было у Петипа и более чем достаточно других не менее удивительных танцев. К примеру (сказать), индийский катхак, исполненный «восточной неги и пластических движений», аль танец гималайских горцев. А вдобавок танец джеллалабадских баядерок, «полный гибких, грациозных и красивых движений». А галопад яиц, естественно, подававшийся по-под французским названием La danse des oeufs, назвался приблизительно, потому что его протагонистка (Жукова 1-я) танцевала, держа в руках корзиночку, наполненную яйцами. Годик спустя Петипа в «Спящей красавице» сочинил про Жуковой партию Красной Шапочки, в руках у которой была полно та же корзина, лишь уже без яиц, однако с пирожками.

Перед зрителем представала искусство танца зрелого 71-летнего Петипа… Петипа последнего периода. И в балете «Талисман» зубр подводил предварительные итоги своего творчества. Многие эпизоды вызывали параллели с другими балетами, шедшими держи петербургской сцене, в том числе и самого Петипа. Сделано по объемистому либретто как я погляжу, что некоторые фрагменты списаны в «Талисмане» с «Баядерки», другие из «Дочери фараона», «Сильфиды», «Корсара» и других балетов.

Неведомо зачем, попытка самоубийства Нирити, нет-нет да и она в отчаянии пытается выброситься изо окна охотничьей хижины в четвертом акте (вернее смерть, чем нарушить наказ матери и остаться на земле), вызывает в памяти эпизоды с «Дочери фараона» и «Девы Дуная». Явление танца «Бенгальская роза» отсылает к «Оживленному саду» изо «Корсара». При этом оный же эпизод, как и чечетка драгоценных камней, и танец с корзиночкой, наполненной яйцами, свидетельствует о книга, что в Петипа зреет план грядущей «Спящей красавицы». Да что вы, критики укоряли хореографа следовать самоповторы, что, мол, возлюбленный выдохся и «в «Талисмане» беспредельно мало новых танцев и батман, ни единой новой объединение замыслу группы, ни единого нового кордебалетного ансамбля». Впрочем ответом на это были созданные им вослед за «Талисманом» такие хореографические шедевры, точно «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», составляющие основу балетного репертуара кайфовый всем мире и сегодня.

Чужое танцевальный шаг-де-де

От кое-когда-то аншлагового спектакля, соперничающего согласно своей популярности с «Лебединым озером» и «Спящей красавицей», чуть было не ничего не осталось… Однако можно ли восстановить исчезнувший балет? Самым модным, а опять же самым передовым из методов восстановления хореографических шедевров в данное время является использование нотаций Николая Сергеева. Сергеев — сие тот самый балетмейстер, палочка-выручалочка Петипа, кто, освоив хореографическую систему деловой дневник танца, разработанную Степановым, бегал вслед за мэтром с карандашом и записывал его балеты. Изумительный время революции он уехал следовать границу, прихватив с собой раритеты. Незамедлительно эти записи ценятся получай вес золота и находятся в архиве Гарвардского университета. Числом ним уже восстановили избыток классических балетов — «Спящую красавицу», «Раймонду», «Баядерку», «Дон Кихота», «Коппелию», «Корсара», «Щелкунчика», «Лебединое озеро», «Арлекинаду» и многие другие.

Однако в Гарвардском архиве убирать всего три файла, относящихся к спектаклю «Талисман»… Притом в одном из них попросту записана перестановка декораций одного изо актов этого балета, а если разобраться к хореографии относится запись не (более лишь одного ансамбля изо второго акта для 6 действующих лиц, а также запись вариации (извлечение). И это все…

Но наравне же тогда заново отразить балет? Есть и другой способ восстановления старинных балетов, измышленный французским хореографом Пьером Лакоттом. Им восстановлены такие балеты, якобы тальонивская «Сильфида», «Бабочка», «Натали, иль Швейцарская молочница», «Дочь фараона», «Марко Спада», «Пахита» и многие прочие. Это «фантазийный» метод — в некоторых случаях, опираясь на собственные глубокие познания об исчезнувшем балете, мемуары современников, изображения на гравюрах и картинах, танцовщик фантазирует, как он был в состоянии бы выглядеть. Здесь большую пособие оказывают и балетные рецензии, появившиеся одновременно после премьеры.

Собственно, таким «фантазийным» методом, в «собирательном» стиле «под Мариуса Петипа» балет «Талисман» и был с начала поставлен для бурятского балета выпускником Московской академии хореографии Александром Мишутиным. В прошлом некто танцовщик Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и других российских балетных компаний, в вчера(шний день) время является худруком Международной балетной школы в Эдо, где и познакомился со знаменитым собирателем балетных раритетов и историком русского балета Кендзи Усуи. Самурайский балетовед предоставил балетмейстеру нашаренный им в Падуе клавир балета «Талисман», кто Мишутин и использовал для постановки своего спектакля. Из-за основу хореограф взял версию Николая Легата. В лад, до этой постановки Мишутин успел написать балет Петипа «Арлекинада», в котором в качестве кого раз работал с нотацией Степанова.

Говоря о часть, что балет поставлен подина Мариуса Петипа, мы в некоторой степени преувеличиваем работу балетмейстера: многие сцены симпатия взял у Петипа почти в готовом виде. Цитаты только слегка видоизменены: что-так из «Баядерки», что-в таком случае из «Корсара», что-ведь из других балетов Петипа, а подобно как-то вообще из балетов эпохи балетного романтизма. Опять-таки, постановщик этого и не скрывал, говоря о томище, что восстанавливал хореографию сообразно «зарисовкам» самого Петипа, вдохновляясь картинками, оставшимися через его спектакля. Красочные декорации и костюмы к спектаклю в свой черед создавались по мотивам сохранившихся эскизов художников Левота, Шишкова и Бочарова, оформлявших «Талисман».

А словно же хорошо сохранившееся и суперпопулярное ныне жете-де-де из сего балета, которое танцуется держи всех конкурсах и почти умереть и не встать всех гала-концертах?

К несчастью и ах… Чудом сохранившееся шаг-де-де, приписывающееся Петипа, принадлежит ни (чуточки не ему, а было поставлено знатоком классики Петром Гусевым числом мотивам Петипа только в 1955 году, так есть через десятки планирование после того, как балет в пух и прах исчез.

Кстати, где в спектакле Петипа находилось сие па-де-де, равным образом не совсем понятно. Компаратив всего, в самом конце пролога и называлось Grand pas d`ensemble. Дальше премьеры «Петербургская газета» писала об этой сцене, что такое? в адажио, насыщенном акробатическими приемами, сказитель роли Урагана «Чеккети тик-в-тик подбрасывал балерину, которая, вроде пух, плавно и тихо опускалась». Корнальба в сольных вариациях «удивляла своими полеётами и классическими танцами», а Чеккети — «боевыми прыжок и такими турами в воздухе, какие наш брат не видели на нашей балетной сцене в продолжении многих лет».

Номенклатура Петипа уже давно значит собирательным. Его авторству приписывают близко всю классическую хореографию XIX века. (на)столь(ко) случилось и с па-де-мол из балета «Талисман». Опять-таки, такое обстоятельство не является редкостью с целью творчества Петипа. Так, балетмейстер третий версии балета «Талисман» Николя Легат в своих воспоминаниях признавался, почто поставил еще при жизни Петипа в его поздних балетах «многие батман-де-де и мужские вариации, которые шли перед его именем».

Заблокирована возможность оставлять комментарии