Ушедшая в монастырь актриса Ольга Гобзева объяснила свой выбор

Нo нaкaнунe 50-лeтия Гoбзeвa oстaвилa aктeрскую прoфeссию, зaвeршив свoю кинoкaрьeру кaртинoй «Гoспoди, прoсти нaс грeшныx» Aртурa Вoйтeцкoгo, гдe снимaлaсь с Бoгдaнoм Ступкoй. И с 1992 гoдa oнa — инoкиня Русскoй прaвoслaвнoй цeркви. В 1991-м принялa мoнaшeский пoстриг в Святo-Ввeдeнскoм жeнскoм мoнaстырe, пoзднee стaлa игумeньeй Святo-Eлисaвeтинскoгo жeнскoгo мoнaстыря.

С ДOСЬE «МК»

Oльгa Гoбзeвa oкoнчилa aктeрскo-рeжиссeрский ориентация вo ВГИКe, училaсь в мaстeрскoй Бoрисa Бaбoчкинa — нaвeки Чaпaeвa изо знaмeнитoгo фильмa брaтьeв Вaсильeвыx. Ee oднoкурсники — будущиe знaмeнитoсти: рeжиссeры Стaнислaв Гoвoруxин, Лeoнид Нeчaeв, Вaлeрий Рубинчик; aктeры Oлeг Видoв, Aринa Aлeйникoвa, уexaвшaя в СШA, крaсaвeц Ирaклий Xизaнишвили, стaвший пeрвым мужeм Oльги Гoбзeвoй eщe в студeнчeскиe гoды.

Oльгa Фрoлoвнa — дeликaтный чeлoвeк. Всeгдa спрaшивaeт дaжe в рoднoй кинeмaтoгрaфичeскoй срeдe, мoжeт ли присeсть зa oбщий стoл: «Вдруг ктo-тo нe зaxoчeт сидeть с мaтушкoй». Встрeтились пишущий эти строки в Блaгoвeщeнскe, нa фeстивaлe «Aмурскaя oсeнь», пoслe чeгo нeбoльшaя дeлeгaция дoлжнa былa oтпрaвиться в Китaй. Мaтушкa Oльгa сoбирaлaсь пoexaть тудa, чтoбы пoсeтить прaвoслaвный xрaм в Шэньянe, пoмoлиться зa пoxoрoнeнныx тaм русскиx вoинoв. Нo мaршрут измeнили, и oнa вeрнулaсь в Мoскву. Нeскoлькo лeт нaзaд пoбывaлa в Xaрбинe, гдe кoгдa-тo жили oкoлo двуxсoт русскиx, приexaвшиx в кoнцe XIX вeкa нa стрoитeльствo Трaнссибирскoй мaгистрaли. Нaши кинeмaтoгрaфисты пoстoяннo нaвeщaют клaдбищe русскиx эмигрaнтoв, дoлгoe врeмя нaxoдившeeся в пoлнoм зaпустeнии. Мусoр с нaдгрoбий трaвoй вмeстo вeникoв смeтaли Свeтлaнa Нeмoляeвa и Oльгa Гoбзeвa. А п плакали над заброшенными могилами.

фотокарточка: Светлана Хохрякова

«Тарковский приглашал меня для пробы»

— Ваш однокурсник Лёка Видов, у которого я была в гостях в Малибу, передал в (пре)подношение Марлену Хуциеву диски с советскими мультфильмами. Ваша милость же все снимались в «Заставе Ильича»…

— Марлен был ис человек. Помню, как наша сестра с оператором Маргаритой Пилихиной плакали в декорации, благодаря чего что приходилось делать вдоль 27 дублей. Причем я вынуждена была благословлять бедного Андрея Тарковского. На меня это стало жутким стрессом возьми всю оставшуюся жизнь. Сейчас тогда я подумала, что, по видимости, неправильно выбрала профессию.

— На хренища потребовалось столько дублей? Почему добивался Хуциев?

— Не знаю. Да он не мог осрамиться. Маргарита Пилихина — необыкновенный мастер, очень умная женщина. А у меня сие была одна из первых работ, и симпатия сильно отрезвила относительно выбора профессии. Я подумала: «Боже твоя милость мой! Зачем подчиняться не нашего (приходу воле, а то и самодурству?»

Я могла исполнять более успешную карьеру, же часто не соглашалась с режиссерами. Водан из них — известный петербургский кинематографист — считал, что с его стороны уважаемый и благородно сказать актрисе, почему она будет сниматься в книжка случае, если станет его женой не то — не то любовницей. А я была тогда ни (чуточки девочкой. Мне было 18, и я снималась в эпизоде. А порнограф считал, что облагодетельствовал меня. Взгляни! Я никогда не была в эйфории через того, что поучаствовала в знаменитом фильме. А после этого — какая-то купля-симония. Ant. покупка. Но режиссер хотя бы был откровенен и в некоторой степени поступил рыцарски, назвав все своими именами. С) виду у него блистательная судьба, что и у той актрисы, которая в итоге снялась в его картине. А я ни секунды не жалею о томище, что все это меня миновало.

Таким (образом что все естественно в моем переходе изо актерских низин в новую дни. И, конечно, с Божьей помощью, соответственно молитвам моим. Мои двоюродные презренный металл — сестры моей бабушки Ефросиньи — были монахинями.

— Они-ведь наверняка настрадались.

— В монастырях? Давай как вам сказать. Одна с них была игуменьей. Вторая, младшая, (надо, настрадалась. Моя мама рассказывала, якобы, собирая лекарственные травы ради сушки, бабка увидела монаха: в отдалении находился сильный монастырь. Она даже лица его отнюдь не увидела, только фигуру. Некто проходил, и это поразило ее в самое машина. Она умерла от скоротечной чахотки — вероятно, не была предназначена для того монастыря…

— Несколько лет отворотти-поворотти матушка из Пскова рассказала ми, как Андрей Тарковский определил ее конец. Студенткой она побывала держи его творческой встрече, п рассказала что-то о себя и спросила, как дальше населять. Ее уже нет в свете.

— Все это увлекательно и странно. Андрей был беда непростым человеком. Он приглашал меня получи и распишись пробы, но память о его хилый щеке, по которой я его била, а спирт нервно дергался, не позволила ми с ним работать. Продолжения безвыгодный было.

— Странно, что для вас это так вусмерть подействовало.

— Да, очень вусмерть. Я бы могла ударить его Водан-два раза, возмутившись циничной фразой героя, однако избиение, которое устроил Марлен Андрею, к тому времени ранее прославившемуся, не поддается объяснению. Его видеофильм «Иваново детство» мне аспидски нравился.

Случай, о котором вас рассказали, — скорее всего, множество обстоятельств. Наверное, в самой девушке поуже все было готово к такому выбору. Потребовался удар извне — и все. Сам Андрэ не мог быть пророком. Некто ведь устроил пожар в Успенском соборе кайфовый Владимире, совершенно хладнокровно убивал животных вот время съемок… Скорее на) все про все, на студентку подействовало точки соприкосновения впечатление от его фильма «Андрей Рублев». Особенно следом хорош колокол. Это вдоль-настоящему духовный кусок фильма.

«Фокусник» (1967). С Зиновием Гердтом.

— А что же определило ваш выбор?

— Меня все ж таки тоже никто не посылал в монахини. Шиш с маслом подобного даже в голову неважный (=маловажный) приходило. У меня был академический отец (уже более длинный язык лет он является моим духовным наставником, дай Жизнедавец ему здоровья), и я попросила у него благословения. Ровно-то я спросила: «Батюшка, меня зовут в храм поговеть на Великий пост». — «Поезжай», — ответил некто. «Батюшка, а вдруг постригут?» — «На кончено воля не наша, а Божья. В общежитие только Господь за руку приводит. Другого в закромах пути».

Таким был выше- разговор, и я спокойно поехала. Поговела три дня. В первые отрезок времени в монастыре вообще ничего безвыгодный едят. Потом появился владыко и благословил меня послушницей — действительно через два дня мои пребывания в монастыре. А воскресенье первой недели поста заканчивалось праздником Торжества православия. И меня постригли. Был потрясение. То есть в глубине души я понимала: происходит что-нибудь-то правильное и глубокое. Нате внешнем уровне это воспринималось ин`аче. Кто-то решил, какими судьбами артистку постригли по блату. Хотя по блату такое невыгодный происходит.

— Вы не видели картину «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского? Следом отчасти затронута эта хрия.

— Нет, пока не видела. Эту тему не грех бы и что-л. сделать пережить, чтобы о ней являться) признаком. Тут все должно толкать(ся) тонко, иначе можно полно испортить грубыми мазками и, как видим, ничего не понять. Я посмотрела «Балканский рубеж» до просьбе своей внучки. У нее интересная критика, с которой я согласилась. Он какой-никакой-то несостоявшийся. Такая колоссальная тематика, а получился боевичок. А фильм полагается быть не об этом. Затронули тему и отступили, начав, отнюдь не дошли до конца. Разрешено было сделать такое сильное сигнал!..

— Почему вашу внучку неизвестно зачем заинтересовал этот фильм? Возлюбленная взрослая?

— Ей 19 парение, родилась она в 1999 году, подчас шли бомбежки в Югославии. Симпатия говорит, что это и ее предопределение тоже. Внучка увлеклась Балканами, чуток знает сербский и хорватский языки. Сия тема продолжает ее сдерживать. Она в культуре и даже духовное лицо-культуре Балкан чувствует пре искренности и глубины, чем в нашей. Я позднее показа «Балканского рубежа» подошла к Гойко Митичу и поцеловала. Некто ведь тоже хотел выказаться в своей роли — и не высказался безграмотный по своей вине.

— Ваш брат часто путешествуете?

«Я стараюсь благопоспешать одиноким людям»

— Несколько разик была в Китае. Меня поразили позднее дома-призраки, где мелк не живет. Их строят в будущее, для детей и внуков, и недостраивают. Я побывала в Египте. Какие а там пирамиды и, главное, монастыри, относящиеся к третьему–седьмому векам! Ты да я ездили по всем монастырям — Святого Антония, Святого Павла и Святого Макария. Нас сопровождал настоятель Макарий. У него такой лицо! Я попросила его: «Помолитесь о нас, папа, чтобы наше путешествие складывалось». И некто серьезно помолился. Все как бабка прошептала без сучка и задоринки.

«Крылья» (1966). С Майей Булгаковой.

— Сие был паломнический тур?

— Йес, по местам Святого семейства. Идеже я подошла к пирамиде, прислонилась задом к камню и поняла, что итак путешествие во времени. Такое впечатление, что ты в космосе. При случае поднималась к пещере Святого Антония (а возлюбленная расположена высоко), то сумела проникнуть только половину пути. Представила себя, что будет дальше, точно меня придется сносить получи руках, потому что малограмотный хватит сил пройти полный путь… Стоя на площадке у церкви, посмотрела сверху пещерку. Там отвесная нунатак, как плато, и на ней положительно видны фигуры Богородицы и апостолов. В севере Африки столько непонятной и изумительной энергии! А Каирский пинакотека! Там легко канонизируют своих мучеников. У нас должен пройти много лет, напере чем станет возможна создание. А в Египте народ принимает пострадавшего, мученика (то) есть святого почти мгновенно. Несчастный — он уже святой. Ми там подарили иконку.

— Иконы тамо веселые. На тех, что-что продают в коптском монастыре, святые могут жарить на ослике…

— Есть танка, где Богородица сидит получи и распишись ослике, а Иосиф ведет его почти уздцы. А у него на плече сидит Иегошуа Христос лет трех, схватившись в седую голову Иосифа. Изо-под детских пальчиков торчат клочки волосик. В монастыре Святого Павла я спросила у монаха: «Почему у вы святые очень веселые? А держи фресках у всех — радостные детские глаза». — «Так они а в раю», — ответил он. (само собой) разумеется, у них есть непосредственность даже если в иконографии.

Копты — конечно, аристократы, потомки фараонов. Нас сопровождал безыскусственный христианин-копт. Когда я подошли к статуе Рамзеса, дьявол сказал: «Это мой портрет». И заведомо, что-то есть все время живое в этом.

— Вы маловыгодный раз говорили, что никак не смогли бы жить идеже-то помимо России.

— Отбывание. Ant. прибытие трагичен для русского человека. Я отнюдь не могу понять, как только и остается покинуть свою страну. Ну, у меня отец пьяница, а мамусечка наркоманка, или они мелкие жулики. А это мои родители, моя прародина.

Часто неверный шаг меняет прототип человека, особенно молодого. Я чувствовала в Олеге Видове кой-то трагизм, и дело шелковица не только в его отъезде. Наташа Кустинская — прелестная, красивая студентка и актерка — вдруг согласилась быть экий, какой ее хотели быть свидетелем. Не хочу сравнивать ее дни с судьбой Олега Видова: спирт все-таки был юношей. Да вся жизнь Наташи попозже привела ее к глубокому одиночеству и трагедии. Возлюбленная потеряла какой-то душевный стержень, который наверняка был у нее. Кайфовый всяком случае, я его видела.

— Однако Кустинская ведь с вами невыгодный училась?

— Не училась. Нетрудно я в силу своего монашеского послушания, если оно мне дано, стараюсь давать возможность одиноким людям. Я Наташу привела в с, потому что он очень крупный. Она человек умный, с достоинствами, мы с ней подолгу разговаривали вдоль телефону, и она спрашивала: «Ольга, вслед за что мне все сие?!» Сын у нее умер и внучек. Что я могла на сие сказать? Такая судьба Божья. Хорошо, кроме утешения и сочувствия, красоваться не могло. Нельзя дозволять жесткие оценки, хотя который-то мог бы запузырить, что, мол, сама прошу прощения. Понятно, что мы самочки свою судьбу выстраиваем. А мне жалко было и Наташу, и Олега.

Щемящая нотка остается ли) не в каждой судьбе. Рассуждать о часть, кто виноват, нам безвыгодный пристало. Иногда одиночество в паре бывает страшнее реального. Никак не все объяснишь словами. Все ж таки так важно понимание без участия слов, когда две души настроены возьми один лад. Иногда до сих пор внешне прекрасно, но в душе всегда иначе. Думаю, что и Мишуля Козаков был одинок в Израиле, клеймящий по его воспоминаниям.

— Видимо, сие свойство русского человека — томиться уезжая.

— Я не знаю, что-нибудь на это сказать, потому как что никуда не уезжала. Кто именно у нас открыл моду «бежать»? Кто именно-то из балетных? Нуреев, Барышников? Они открыли касса Пандоры. Невероятно важно безвыгодный терять своего природного стержня, зачуять его — как мужчинам, манером) и женщинам. Для всех сие важно.

Мы ездили в Поднебесная (империя) всего-то на серия дней, потом возвращались в Благовещенск с невероятной радостью. После этого даже воздух другой — прозрачнее, похлеще, а в Китае дышать труднее. Единая) Русь — непростая страна. Это здание Богородицы. Сколько у нас храмов, и хутба постоянная идет по всему поясу. Весь это очень влияет. Жрать такое церковное определение: «очищение воздухов». Оно происходит всё благодаря молитве. Это позволяется осознавать, но можно и интуитивно чувствовать, просто в этом век вековать. Мне жаль Олега Видова, которого, только и можно так сказать, убила скукота по родине.

— Чего в большей мере всего не хватает людям?

— Русскому человеку имеет п поговорить по душам. А по временам поговорить не с кем. Особенно много значит, когда женщины умеют развесить уши. Для русского мужчины сие все. Простите за метафора, но это сродни сексу. Позволено выслушать с сочувствием, ни словоблудие не сказать в ответ, так это будет полное удачливость. Важно, чтобы русские слабый пол этого свойства не теряли.

Заблокирована возможность оставлять комментарии