Экономическая безопасность: макрофинансовое измерение и рекомендации

Нeсмoтря нa oтнoситeльную стaбильнoсть пoслeдниx нeскoлькиx лeт, нe стoит зaбывaть, чтo зa двaдцaть лeт с мoмeнтa ввeдeния гривни oнa oбeсцeнилaсь oтнoситeльнo твeрдыx вaлют в пятнaдцaть рaз, a урoвeнь цeн с тex пoр вырoс бoлee чeм в двaдцaть. Зa двaдцaть лeт (1996–2016) тoлькo нa прoтяжeнии вoсьми с ниx инфляция измeрялaсь oднoзнaчным числoм, дa и тo, кaк прaвилo, близким к 10%, близ этoм лишь зa пoслeдниe шeсть лeт ee урoвeнь кoлeбaлся oт 0,6 дo 48,7%. И тoлькo в прoшлoм гoду oнa нaкoнeц-тo oпустилaсь xoть нeмнoгo нижe 10%. Сooтвeтствeннo, нeoбxoдимoсть удeрживaть бaзoвую стaвку пoлoжитeльнoй, вмeстe с прeддeфoлтными прoцeнтaми пo внeшним зaимствoвaниям, привoдит к высoкoй стoимoсти дeнeг, чтo сeрьeзнo прeпятствуeт ускoрeнию экoнoмичeскoгo рoстa, бeз кoтoрoгo Укрaинa рискуeт зaстрять в индустриaльнo-сырьeвoй лoвушкe срeднeгo дoxoдa, a этo, в свoю oчeрeдь, сoздaeт дoлгoсрoчную стрaтeгичeскую угрoзу нaциoнaльнoй бeзoпaснoсти.

Срeди дeтaльнo oписaнныx в пeрвoй стaтьe причин и пoслeдствий фискaльныx прoблeм и xрoничeскoгo бюджeтнoгo дeфицитa oднoй изо сaмыx вaжныx являeтся пeрмaнeнтнaя стагфляция. Мoнoпoлизирoвaннaя структурa экoнoмики усиливaeт цeнoвoй эффeкт дeнeжнoй эмиссии, a нeдoвeриe к бaнкoвскoй систeмe и высoкиe риски крeдитoвaния, связaнныe сo слaбoстью прaв сoбствeннoсти кaк крeдитoрoв, тaк и зaeмщикoв, увeличивaют скoрoсть oбрaщeния дeнeг. Подле этoм ужe нeoднoкрaтнo oписaннaя систeмa нeфoрмaльныx прaвил и связeй вo влaсти нe пoзвoляeт oбeспeчить пoлную нeзaвисимoсть НБУ — oдин с крaeугoльныx кaмнeй мoнeтaрнoй стaбильнoсти, — дaжe вoпрeки тщaтeльнo выписaнным фoрмaльным мexaнизмaм. Дe-фaктo Нацбанк относится к сфере влияния президентской ветви власть предержащие, и это неоднократно использовалось пользу кого разного рода злоупотреблений. Ажно несмотря на значительное организационное укрепление этого государственного института в последние годы и обретение им определенной независимости с опорой нате международные финансовые учреждения, перевелся гарантий, что в случае ослабления их влияния номер один банк не станет по новой объектом влияния на политическую ситуацию (так сказать искусственного удержания валютного курса) река даже просто источником ренты.

Архитектура экспорта является дополнительным источником фискальной и валютной нестабильности.

Подобно ((тому) как) и в большинстве стран с преимущественно сырьевым экспортом, валютные и бюджетные расход в Украине сильно зависят с конъюнктуры мировых рынков получи сырьевые товары, являющихся беспримерно волатильными. Благодаря упомянутому перед этим “эффекту храпового колеса”, траты не удается существенно фиктивно уменьшать в периоды неблагоприятной конъюнктуры, и сие происходит де-факто, с-за инфляции, или компенсируется массированными заимствованиями ((языко было в Украине в 2009 г.).

В конце концов, малоустойчивость порождает недоверие к национальной валюте и, по, побуждает всех экономических акторов (в книга числе население) конвертировать накопления в твердую валюту при первой потенциал, а также держать их в надежных приютах ради границей. К этому добавляется сомнение к действиям НБУ, который кайфовый время девальваций неоднократно ограничивал допустимость для конвертации, повышал (вплоть давно 100%) нормы продажи валютной выручки, ограничивал приступ к депозитам и вводил другие репрессивные мероприятия. Поскольку в ходе таких кризисов виртуальность конвертировать гривни и выводить соответственно легальным каналам валюту остается не менее для ограниченного круга приближенных к начальство лиц, все остальные, в том числе потенциальных и реальных иностранных инвесторов, стараются заниматься на опережение, что в дальнейшем усиливает небезупречность экономики страны к ценовым и другим шокам.

В частности, в Украине по существу не работают инструменты контрциклической “кейнсианской” макроэкономической политики: денежная выпуск мгновенно конвертируется в иностранную валюту и компенсируется повышением цен монополиями, без- оказывая надлежащего эффекта нате рост производства, при этом в дальнейшем усиливая валютный недохватка; а фискальная экспансия за ностро-конто госзаимствований идет в основном получи и распишись выплаты зарплат и трансферты, отонудуже попадает на тот а валютный рынок. Девальвация но непосредственно вызывает экономический развал из-за роста расходов в приобретение товаров критического импорта (во время оно всего энергоносителей), а также для скупку иностранной валюты, импортных товаров длительного пользования и спекуляции, с соответствующим сокращением спроса возьми отечественные товары и услуги. Только-тол со временем ценовое преимущественное право отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках позволяет воскресить экономический рост.

Камень получай шее

В результате действия указанных факторов Алания за последние десять полет накопило значительный долг, тот или иной даже после реструктуризации Помаранчевая республика все равно не в состоянии агентировать без перекредитования, а стоимость обслуживания как собака довлеет над экономикой. Коэффициент долга к ВВП зависит с курса гривни и стремительно выросло в 2014–2015 гг. случаю) обвальной девальвации. Мошенничество и инсайдерское кредитование разом с двумя валютными кризисами привели к накоплению необслуживаемых кредитов, которые держи октябрь 2018 г. составляли 54,6% в активах банков. Дальнейшая обесценение (и соответствующий рост соотношения долга к ВВП и вероятное дальнейшее приумножение. Ant. трата необслуживаемых кредитов) из-ради повышения рискованности заимствований угрожает эффектом снежного искажение, который может привести к дефолту. Всё-таки это заставляет проводить (и) еще как сдержанную монетарную и фискальную политику, которая, в частности, отражается в высоких кредитных ставках и тяжелом грузе государственных расходов, сдерживающих (народно)хозяйственный рост.

На протяжении 2019 г. не более правительству Украины предстоит внести плату внешним кредиторам 5,51 млрд долл., что-нибудь составляет почти 4% через ВВП и 27,5% от текущих резервов НБУ. Материализовать эти выплаты невозможно помимо частичного перекредитования, но в случае отказа ото сотрудничества с МВФ деньги держи международных рынках можно бросьте привлечь только под сверхвысокие лихва, с дальнейшей угрозой лавинообразного эффекта. В суммирование к этому при таком сценарии вероятна валютная перепуг, приводящая к валютному кризису со всеми описанными вне последствиями глубокой девальвации.

В последние годы отдельный из описанных выше структурных факторов ослабились. В частности, геоблема экспорта диверсифицировалась за отсчет уменьшения доли металлургической продукции, особенно уязвимой к хороший конъюнктуре, и увеличения экспорта продовольствия, интеллектуальных услуг и переработки. В одно время выросли поступления валюты ото трудовых мигрантов, работающих следовать границей, хотя этот матрица тоже уязвим к мировой конъюнктуре, однако в меньшей степени, чем металлургическая изделие. Банковская система была очищена и укреплена ее нерушимость, однако объем необслуживаемых кредитов сокращается очень копотливо. Соотношение государственного и гарантированного государством долга к ВВП сократилось с побольше чем 80% в 2015–2016 гг. прежде 61,4% в 2018-м, — в некоторой своей части за счет выплаты, однако в основном благодаря росту номинального ВВП. Окаймление при операциях с валютой было смягчено, а новоприбывший был принят достаточно свободомыслящий закон о валюте, который в конечном итоге заменил неоправданно рестриктивный постановление 1993 г. Было значительно улучшено администрирование налогов, особенно НДС, словно помогло стабилизировать бюджетные убыток. Но ситуация остается тревожной.

Примитивность финансового рынка: немного стабильнее, так стратегически проигрышно

Относительная безграмотность отечественной финансовой системы является препятствием в (видах экономического роста и валютной либерализации (в части отсутствия фьючерсного рынка валюты), не без того вместе с тем и несколько снижает потенциальную небезупречность к макроэкономическим шокам. Уровень монетизации (М2/М3) отечественной экономики составляет только (лишь) около 40%, что в два раза меньше аналогичных показателей развитых стран (быть этом не надо бросать, что в активах банков 54,6% составляют необслуживаемые, проблемные, сумма). Такое состояние обусловлено раньше всего следующими факторами:

1. Финансовые рынки являются особенно чувствительными к силе институтов “открытого доступа” и безвыгодный могут ощутимо продолжать идти вперед при нынешних институциональных условиях. В частности, слабая протекция прав как кредиторов, в такой мере и заемщиков (которые могут превратиться в лед жертвами рейдерского захвата), присутствие высокопоставленных чиновников, которые совмещают госдолжности с бизнесом (присутствие невозможности заставить их исполнить обязательства), недостаток прозрачности и предсказуемости государственной политики, шаболда персонификация отношений значительно повышают риски кредитования и инвестирования держи безличной основе, ограничивая сферу применения кредитно-финансовых отношений.

2. Получи и распишись них оказывают большое (воз)действие любые проблемы, связанные с центральным банком, такие что ошибки в политике или, тем паче, зависимость.

3. Необходимым условием их развития является конфиденция — к государству, его валюте, регуляторам и другим участникам рынка. Предыдущая эпопея гривни, определенные действия регулятора, а как и многочисленные мошенничества, к которым участники рынка прибегали в прошлом, невыгодный способствовали формированию такого доверия. И даром что в последнее время ситуация одну каплю улучшилась, но недостаточно.

4. Массовое увиливание. Ant. участие уплаты налогов приводит к непрозрачности финансов предприятий, ась? усложняет кредитование и привлечение инвестиций.

5. Основные группы интересов, влияющие для развитие госинститутов, не были заинтересованы в становлении эффективных и дееспособных финансовых рынков, аль что за исключением инсайдерского банковского кредитования, так как ограничение доступа к финансированию является одним с преимуществ, которые они используют ради ограничения конкуренции с целью получения рент.

6. Быстрое модификация институциональных условий мешает игрокам рынка изыскать способность к адекватной оценке рисков.

Малокультурность финансовых рынков, в свою хвост, является одним из наибольших препятствий с целью быстрого экономического роста, особенно ради счет инноваций. Но ускоренное (театрально или благодаря буму) эволюция финансового рынка, опережающее усовершенствование предпосылок и состоятельности его игроков, является фактором метка, поскольку с высокой вероятностью заканчивается крахом.

Дряхление населения создает долгосрочную угрозу, особенно в сочетании со слабостью финансового рынка. Солидарная пенсионная прием при существующей структуре населения, демографических трендах и макроэкономической нестабильности непривлекательна в целях ее участников, что порождает массовое избегание. Ant. участ от уплаты принудительных “взносов”, получи которые правительство отвечает репрессиями бизнеса, в дальнейшем снижающими заманчивость предпринимательства. Но даже в случае успеха мер сообразно принудительной детенизации занятости (так есть увеличению количества плательщиков в один с половиной раза) солидарную систему никак не удалось бы стабилизировать, а нафигачить ее привлекательной невозможно близ любом сценарии по объективным причинам. Попытки соразмерить Пенсионный фонд как самостоятельное устройство в дальнейшем снижают привлекательность участия в солидарной системе, а платеж на труд, в который в действительности превратились взносы в эту систему, подавляет легальную занятость, (народно)хозяйственный рост и уровень зарплат, стимулируя трудовую миграцию. Состояние неустойчива, и проблема требует экстренного решения.

Затем что демографическая ситуация почти хоть тресни не улучшится в обозримой перспективе, единственным способом встать на сторону устойчивость солидарной пенсионной системы является массовое прельщение иммигрантов, связанное с многочисленными социальными проблемами, почему, впрочем, только отложит проблему нате будущее. Альтернативой является управляемый метаморфоза к финансированию пенсий (а в будущем — к минимальному универсальному содержанию в целях нетрудоспособных) из госбюджета из-за счет других видов поступлений, не столь вредных для экономики, нежели налог на труд.

(то) есть закрыть уязвимости

Доктрина экономической безопасности предлагает ответы нате эти угрозы — в целом больше 60 мер и направлений государственной политики (значительная п из которых, впрочем, безлюдный (=малолюдный) являются оригинальными и упоминаются про полноты картины). Это мероприятия за управлению госдолгом, улучшению администрирования налогов, экстериоризация от налогообложения прибыли к налогу получай выведенный (из бизнеса) собственность, создание вместо нынешних подразделений налоговой милиции и департаментов борьбы с экономическими преступлениями СБУ и МВД единого аналитического органа, выдвижение эффективности и прозрачности приватизации, формирование надлежащих условий для прихода иностранных инвесторов, дерегуляции, учреждение рынка сельхозземель при ряде сопутствующих условий (что такое?, среди прочего, одномоментно увеличит товарную массу и мамона) и прочие.

Однако ряд предложений являются поменьше известным, а некоторые наработаны в первый раз. В частности, среди таких мер предлагаются:

— работа и реализация государственной стратегии противодействия экономической агрессии, которая предусматривает превентивное постепенное завертывание торговли с РФ с диверсификацией поставок неблагоприятно важного импорта и открытием новых рынков сбыта, подготовку к предоставлению экстренной помощи людям и населенным пунктам, которые могут остаться при пиковом инт от недружественных действий РФ, и меры по нейтрализации потенциальных угроз ото предприятий и банков, связанных с российскими собственниками;

— имплантация на законодательном уровне парламентских процедур, которые имеют целью затруднить принятие фискально безответственных законов. Такие процедуры должны дополнять обязательное проведение общественного обсуждения и предварительного рассмотрения в профильном парламентском комитете законопроектов, предусматривающих трансформирование правил и условий налогообложения. А законопроекты, акцептование которых имеет следствием колебание показателей бюджета, должны подлежать предварительному рассмотрению в комитетах ВРУ. В случае их непрофессиональной подготовки (а финансово-экономического обоснования, в частности, расчетов компенсаторов расходов бюджета и/иначе говоря источников дополнительных его поступлений угоду кому) достижения сбалансированности, анализа выгод и расходов) такие законопроекты в безусловном порядке должны циклиться субъекту права законодательной инициативы. На практике это является распространением принципов закона о государственной регуляторной политике сверху законотворчество;

— подготовка к возможной реструктуризации внешнего долга возле благоприятной возможности, — возлюбленная может возникнуть в связи с вероятным мировым кризисом;

— отведение прихода к власти безответственных политиков как следует своевременного проведения реформ, улучшающих штрих жизни (в частности, демонополизация и продвижение прозрачности сектора ТКЭ, подскакивание качества здравоохранения и образования, конец акциза на моторные транспортные накопления и т.п.), и своевременная и достаточная симметрирование болезненных реформ тем, кто именно от них проиграет, особенно социально уязвимым слоям населения;

— сбавка доли в ВВП прямых налогов, приумножение — налогов на землю и недвижимое состояние, которые более устойчивы к манипуляциям;

— оборудование равного доступа предпринимателей к системе госзакупок как следует сравнения при проведении тендеров цены участников за исключением. Ant. с учета НДС (или защитить возвращение НДС его плательщикам быть победе в тендерах).

Конечно, выработанный авторским коллективом проект Доктрины неважный (=маловажный) является догмой, а скорее приглашением к широкой общественной дискуссии до соответствующим проблемам. Но, в перепад от традиционных устаревших “защитных” подходов, таких равно как попытки спрятаться от глобализации с через протекционизма и других подобных мер, автор предлагаем смелые, наступательные стратегии. При всем том в XXI в. Украина может стать успешной, реализовав приманка конкурентные преимущества, и при этом придержать экономическую безопасность только изумительный взаимодействии с глобальным миром. Разве что внутри страны не однако готовы к такой открытости, в таком случае надо ускорять внутренние реформы, а безлюдный (=малолюдный) прятать голову в песок.

Вовуша Дубровский

Заблокирована возможность оставлять комментарии