История Донецка

История Донецка

Донецк расположен в степной зоне, в верховьях реки Кальмиус, в 95 км севернее Азовского моря, окружен небольшими лесами, холмами, реками и озерами. Заселена была эта территория еще с эпохи палеолита, позже здесь кочевали скифы, сарматы, печенеги, половцы. В эпоху татаро-монгольских завоеваний славянская людность отступила в более защищенные места, а эти земли были названы Диким полем. С XVI в. сюда приходят украинские казаки, беглые крестьяне из Правобережной Украины и из России.
С ХVII в. в этих местах начинается добыча каменной соли, строятся первые солеваренные заводы. Население Степной Украины значительно увеличивается, чему способствовало также заключение мирного договора между Россией и Турцией. Еще интенсивнее регион стал развиваться, когда ж здесь были найдены залежи каменного угля.

История Донецка начинается в 1869 г., когда здесь началось строительство. Царское правительство привлекало сюда частный капитал, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры. В 1866 году князь Кочубей получил концессия на постройку здесь завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. Через три года он уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу, который до этого управлял небольшим заводом вблизи Лондона. Купив и арендовав землю, Юз заключил с государством договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. Летом 1869 года Юз поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась первым подсобным цехом будущего металлургического завода. Из Англии на 8 кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов. За 8 месяцев была первая доменная и 24 января 1872 года был получен первый чугун. Удачно выбранное место для размещения завода, наличие дешевой рабочей силы, бурное железнодорожное строительство способствовали быстрому развитию производства. Железная дорога соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, которая соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля и началу истории Донецкой области. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод, который выпускал оборудование для шахт. Увеличилась и численность населения Юзовки. К концу XIX века здесь проживало уже почти 30 тысяч человек.

Д

Заблокирована возможность оставлять комментарии