История украинской вышивки

История украинской вышивки

Сама вышивка производилась шелковыми, льняными, шерстяными нитками, с использованием драгоценных камней и жемчуга. Самые старые европейские образцы, которые хранятся в музеях Европы, относятся к V веку, украинская же вышивка сохранилась только за несколько последних столетий (лучше всего экспонатами представлен XIX век). Достоверно также неизвестно, когда вышивка появилась на территории Украины, наверняка можно сказать только о материалах, на которых вышивка делалась – это кожа, ткань, войлок, шелк. Вряд ли ученые когда-либо ответят на вопрос, когда человек решил впервые вышить узор на коже.

Среди прочих находок – пластинки с изображением воинов (подобные были найдены на Балканах, и считается, что их туда завезли славяне из Поднепровья) — они настолько точны, что на одежде солдата можно рассмотреть мельчайшие детали, вплоть до вышитых вставок. Элементы орнаментов, использовавшихся трипольцами, сарматами и скифами встречаются даже на современной национальной вышивке. Среди древнейших находок изобразительного искусства – вещи, датированные VI веком, найденные в Черкасской области у села Мартыновка. Такие же одежды какие-то 100 лет назад носило украинское крестьянство. Среди вещей статуэтки древних жителей – мужчины одеты в длинные широкие рубахи с узорчатой вышивкой на уровне груди. Украинская вышивка берет свое начало с эпохи позднего неолита – начала бронзового века, от племен трипольской культуры.

Согласно множеству свидетельств путешественников, славяне Киевской Руси носили вышитую одежду и после Х века (один из ярких примеров – Ипатьевская летопись 1252 года, в которой утверждается, что князь Даниил Галицкий во время одной из высоких встреч был одет в обшитый мережками кожух). Рисунки людей тех лет также демонстрируют нам причудливые орнаменты, характерные и сегодня для людей определенной местности, в частности, Западной Украины. Интересно, что языческая вышивка по сей день встречается на иконах XV и более поздних веков. Многие из древних традиций вышивки дошли до наших дней – некоторые немного изменились (в прошлом рисунок был более строгий – острые и прямые углы встречались чаще), другие – усовершенствовались, но остались и оригинальные техники. Интересно, что, несмотря на влияние со стороны других народов на культуру древней Руси, вышивка осталась практически нетронутой – творческий потенциал народа и уважение традиций были настолько сильны, что создали свой уникальный стиль. Молодые девушки учились в ней шитью серебром и золотом. Мало того, вышивка считалась одной из самых уважаемых профессий: сестра Владимира Мономаха организовала в Андреевском монастыре Киева специальную школу.

Надо также помнить, что геометрические фигуры могли иметь и свой внутренний рисунок, быть его основой или частью, соединяться с другими фигурами, образовывая завораживающей красоты картины. Так, например, среди растительных орнаментов превалирует т.н. Барвинок на сорочке или подоле значил любовь, а виноград – благосостояние. «дерево жизни» — в виде ветвей или листьев. Сегодня в украинской вышивке вы можете увидеть совершенно различные цветовые исполнения и сочетания геометрических, растительных и зооморфных фигур. Нередко животные также являлись составляющими «дерева жизни», образовывая три его яруса. Наши предки с помощью них отображали свое видение мира – как египтяне с помощью замысловатых иероглифов и изображений отображали свое видение. Однако в отдельных случаях вышивалось не все животное целиком, а какая-то его часть, неся свое значение в вышитом «послании» — волчьи клыки, чешуя, бычий глаз и т.п. К слову сказать, различные ромбы, квадраты, треугольники, кресты и линии присущи вышивке всех славянских народов еще с языческих времен.

Кроме того, красивая чистая расшитая одежда мужчины в Украине – это не столько его лицо, сколько лицо всей его семьи. Наверняка вы обращали внимание, что украинцы и украинки часто изображаются и носят белые сорочки с узорами – этой традиции уже много веков. Что характерно, узор меняется в зависимости от местности и каждый имеет свое значение, как татуировки у народов Дальнего Востока. Самые узнаваемые школы вышивки – полтавская, гуцульская, подольская и полесская. Так, в каждой украинской семье существовала своя «швейная мастерская» — шили, ткали и вышивали жены и дочери. Примечательно, что в те времена одежда служила лучшей характеристикой для женщины – если молодой человек не мог выбрать, с какой из молодых девушек ему стоит начинать отношения, он смотрел на мастерство своих потенциальных избранниц. Чем ярче, узорчатей и ровней рисунок на девичьем наряде, чем прочнее и белее сам наряд, тем более завидной невестой становилась рукодельница. Ткали женщины в любую выдавшуюся свободной минуту – после ухода за домашним скотом, после работы в поле, во время посиделок с подружками. В казачьих семьях царил патриархат, поэтому труд в семье был разграничен. Свои более или менее современные черты украинская вышивка начала получать на рубеже XVI и XVII веков, во времена расцвета украинского казачества.

Большая часть продукции шилась для личного использования, и только малая часть – на продажу. К XIX веку при монастырях и у большинства помещиков существовали мастерские художественной вышивки. Простые крестьяне носили одежду из грубого полотна, однако на вышивку не скупилась ни одна семья – даже у самой бедной девушки вышивка по яркости и вычурности не уступала мещанской. Спрос начал превышать предложение, поэтому появились подделки – сшитые на скорую руку одежды не могли соперничать с изделиями, сшитыми с любовью и с соблюдением традиций, однако и они пользовались у не разбирающихся в искусстве мещан спросом. Возрос и спрос на данный вид изделий – появились коллекционеры, просто ценители народного творчества, а также интерес к изобразительному искусству украинцев проявили этнографы. Кроме того, в XIX веке стали уделять больше внимания линии кроя – мастера, начиная с этого периода, старались больше не скрывать его, а подчеркнуть ажурным швом. Интересно, что артели и кооперативы появились только в середине XIX века, до этого шитье было чуть ли ни исключительно семейным делом. Широкое распространение начала получать техника вышивания крестиком, что кардинально изменило многие традиции народного творчества. Популярность этнической вышивки резко начала расти – ею стали интересоваться богатые слои населения даже за границей, чем тотчас воспользовались перекупщики. Ажурный шов – одна из отличительных черт украинской вышивки, хоть и имеет разное цветовое исполнение в зависимости от области. Самая лучшая женская одежда выглядела примерно так: клетчатая плахта (элемент нижней одежды наподобие юбки), яркая корсетка, передник из шелка, красочная яркая сорочка из тонкой ткани. Однако такие наряды и ткани могли себе позволить только зажиточные семьи. Даже простенькая вышитая сорочка с кушаком могли стоить, как дорогой карнавальный наряд.

«каракульных мотивах». Самый распространенный цвет в полтавской вышивке – белый, реже – красный и совсем редко серый. Однако преобладает техника «заволiкання», узорчатых вырезов и шитья. Вышивка в каждом регионе Украины имеет отличительные особенности. Так, в Закарпатье вышивка исполняется в т.н. Основной цвет – красный или ярко-розовый. Также особняком стоит гуцульская школа вышивки. Киевские мастера используют техники вышивки гладью, крестиком или пожиманием. Тем не менее, широкое распространение имеют и другие цветовые сочетания. В отличие от предыдущих школ вышивки, где преобладают геометрические фигуры, в киевских школах преобладает растительный орнамент. растения. Узоры наносятся отдельными швами или их сочетанием. Сам же узор практически всегда обведен цветными или черными нитями. Рядом с квадратами и ромбами вы можете узреть виноград, хмель, ели и др. Самое распространенное сочетание цветов – красный и черный с доминированием одного из них. На Полтавщине же вышивка делается крестиком, путаным крестиком, цепочкой, двойным прутиком, мережкой, зубчиком и прочим. Реже встречаются желтые и голубые фигуры.

В 1927 году кустарное производство начало снабжаться советскими разработками – станками и новыми инструментами, чтобы улучшить качество ткани, разнообразить палитру и нарастить объемы производства. Во время первомайской «Выставки современного крестьянского искусства» в Киеве в том же году украинская вышивка прочно заняла свое место в советском искусстве, а лучшие экспонаты были приобретены для крупнейших музеев СССР. Народная вышивка не только не уничтожалась, но и поддерживалась Коммунистической партией (наверняка многие помнят Никиту Хрущева в украинской сорочке). Кроме того, украинская вышивка начала наноситься на панно и ковры. В 1919 году вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О мерах содействия кустарной промышленности», направленное на сохранение народного творчества и его преумножение. После этих выставок экспериментальная мастерская в Киеве начала наносить народные орнаменты на одежду жителей городов – на платья, рубашки, блузки, головные уборы. Уже в 30-х годах прошлого века народная вышивка шагнула в новый век – работы мастеров демонстрировались на крупнейших выставках не только Киева, но и Москвы и Ленинграда.

Однако через два года после войны, во Львове был учрежден первый в Украине Госинститут прикладного и декоративного искусств, что помогло возродить украинское искусство вышивки. Вышитые портреты стали неотъемлемой частью украинской культуры. Такая судьба не миновала и многие экземпляры украинского изобразительного искусства, в том числе вышивку. Что вывезти не успели или не смогли – уничтожали огнем, расстреливая, взрывая вместе со зданиями. Интересно, что в середине прошлого века в Украине появился совершенно новый вид творчества – художники создавали портреты и пейзажи уже не с помощью красок, но с помощью ткани. К сожалению, годы Второй мировой войны оказались фатальными для многих произведений искусств – фашистско-нацистские захватчики вывозили музейные экспонаты и частные коллекции не только при нападении на земли своих противников, но и при отступлении.

Интересно, что само слово «рушнык» — собирательный образ вышитого полотенца. Вышитыми особым орнаментом полотенца украинцы украшают свои жилища, используют их в различных обрядах (на свадьбе, на похоронах, встречая дорогих гостей и т.д.). Многие из этих обрядов также идут из языческих времен – тогда с рушныком приходили к роженице, накрывали им свежеиспеченный хлеб, а в более поздние времена ими стали также украшать образа святых. Так как рушнык служил символом начала или окончания какого-то важного дела, его всегда стели в основе строящегося дома, на длинных рушныках опускали в землю гроб с покойником, с вышитым полотенцем, хлебом и солью начинали пору жатвы. Несмотря на все невзгоды, которые хозяйничали в Украине долгие века, один из видов вышивки «охранялся» народом особенно рьяно – это рушныки. Как и остальная вышивка, узор на них меняется от региона к региону – существуют буковинские, галицкие, гуцульские, киевские, подольские и полесские рушныки. Однако, в зависимости от функций, они носили разные названия: утирачем вытирали руки и лицо, стирком – посуду и стол, искупителем украшали иконы, плечевым рушныком связывали сватов, а брачный и погребальный использовали для свадеб и похорон соответственно.

Советский народ начал обращать взор к национальным произведениям искусства, и Украина не стала исключением. В 1991 году, с обретением независимости, количество частных школ вышивки и интерес к национальному творчеству возрос многократно, и сегодня все буйство красок и узоров для себя может открыть каждый – не только на выставках и народных ярмарках, но и в магазинах. Граждане начали покупать вышитые панно, ковры, рушныки, сорочки и т.п., а в 1975 ЦК КПСС принял постановление «О художественных народных промыслах», который призывал всячески поощрять народных мастеров и оказывать им требуемое содействие. К 70-м годам прошлого века, когда благосостояние советских граждан начало расти, они, как и мещане каких-то 100 лет назад, начали чувствовать потребность в удовлетворении культурного голода.

Заблокирована возможность оставлять комментарии