История успеха Cartier. Король ювелиров

на почту» title=»Отправить на почту»>

Закрыть
Отправить

 

 

The House of Cartier, отпраздновавший недавно свой полуторавековой юбилей, это не только символ роскоши, богатства и власти, но и особый стиль, ставший политикой ювелирного дома.

Материалы по теме:
История успеха Sotheby’s. Мир с молотка
История успеха компании Carl Zeiss. Оптические каноны
История успеха Rolls-Royce. Эталон английского качества
Все материалы

Луи-Франсуа Картье родился в 1819 г. в семье скромного хозяина мастерской, выпускавшей рожки для пороха. Одаренный мальчик серьезно увлекался рисованием, и отец отдал его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару, информируют Экономические Известия.

Уже в 1847 году молодой амбициозный художник выкупил у своего учителя мастерскую и начал работать самостоятельно над частными заказами. Талант и трудолюбие Луи-Франсуа позволили ему через шесть лет открыть в Париже новую мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля.

Именно там Картье улыбнулась удача. Вскоре после открытия мастерской туда заглянула и купила три брошки графиня Ньеверкерк, супруга суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшая подруга принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, а по мужу княгини Демидовой.

За последующие три года графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и их приятельница — императрица Евгения, супруга Наполеона III, приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около ста пятидесяти украшений. Подруги рекомендовали всем своим друзьям и знакомым талантливого ювелира, который действительно творил от чистого сердца и не повторялся в моделях.

Успех и признание

В 1867 г. (ювелиру тогда было 48 лет) изделия Картье экспонировались на Всемирной выставке в Париже, после чего его популярность, а вместе с ней слава и состояние возросли еще больше. Луи-Франсуа постоянно экспериментировал, искал новые формы, сочетая древнейшие традиции ювелирного искусства с веяниями современной моды.

До Картье никто из мастеров не создавал изделия в виде насекомых или животных, мастер сумел сделать это изящно — в итоге броши, кольца, колье и прочие украшения в виде бабочек, змей, стрекоз и т.п. стали необычайно модными.

Именно Луи-Франсуа Картье, первый во всем мире, стал использовать платину — до него все мастера довольствовались золотом и серебром. А ведь платина прочнее других металлов и способна выдержать большее количество драгоценных камней.

Картье занимался не только созданием ювелирных украшений. Помимо этого, он изготавливал флакончики для духов и туалетной воды, пряжки и разные сумочки. Французы, которые всегда были падкими на все красивое и даже вычурное, наперебой делали заказы. Большинство королевских семей Европы имели личные счета в магазинах Картье. 

В течение последующих лет Луи-Франсуа и его сын Альфред открыли собственный магазин в Лондоне и стали придворными ювелирами королевских дворов Англии, Испании и Франции.

Ювелирная династия

Все свои знания Луи-Франсуа передавал своему сыну Альфреду, а с 1874 г. Альфред полностью взял на себя управление ювелирным домом семьи. В 1898 г. он открыл салон-мастерскую на знаменитой парижской улице Rue de la Paix, где сосредоточены все самые шикарные магазины французской столицы.

Наследниками семейной династии стали три сына Альфреда — Луи Жозеф (1875-1942 гг.), Пьер Камилл (1878-1964 гг.) и Жак Теодуль (1885-1942 гг.). Пьер продвигал бренд в России и Соединенных Штатах Америки, а Жак развивал бизнес в странах Персидского залива.

В то время как младшие братья работали над расширением географии продаж, их старший брат Луи-Жозеф изготавливал прекрасные украшения. Его называли Луи Картье Вторым. Особый шик изделий от Картье — во многом заслуга именно Луи. Он не любил стиля модерн, ставшего на рубеже веков почти всеобщим.

Он предлагал своим клиентам украшения в стиле Ренессанса и сумел-таки переломить капризную моду. Изделия фирмы, особенно в стиле Guirlande (когда бриллианты скомпонованы так, что креплений практически не видно) пользовались колоссальным спросом.

Луи Картье-внук прославился как один из самых знаменитых в мире авторов обручальных колец. Его свадебные кольца — это произведения искусства, изготовленные из золота и платины, и ценятся они намного больше обычных ювелирных украшений, являясь предметом роскоши, указывая на статус их обладателей.

Картье всегда были внимательны к чужому опыту, умели учиться у других. Известно, например, что искусство эмали Луи Картье осваивал по работам знаменитого Карла Фаберже и неудивительно, что мастера были соперниками в ювелирном искусстве.

В 1907 г. Картье организовал свою выставку в Санкт-Петербурге в гостинице «Европа», и хотя бутик-мастерская в России так и не открылась, французский ювелир получил официальный заказ от Николая II и стал официальным поставщиком царского двора.

Успеху Луи в Англии весьма способствовал его друг и клиент Принц Уэльский, впоследствии король Эдуард VII, назвавший Луи Картье «ювелиром королей и королем ювелиров». Действительно, все коронованные особы Европы, махараджи Индии, Сиама и арабские шейхи становятся постоянными клиентами фирмы. Среди них не последнее место занимал русский двор.

В 1908 г. открылся нью-йоркский филиал фирмы. Возглавил его Пьер Картье, самый младший представитель третьего поколения славной династии. А в 1910 г. регистрируется торговая марка Cartier — тот самый знаменитый вензель из переплетенных «С».

Ювелирный хронометр

В 1898 г. к управлению Домом Cartier подключается 23-летний Луи. Юный отпрыск почтенной фамилии унаследовал не только имя деда и невероятную удачливость, но и страсть к перемене мест.

Переезд на 13, Rue de la Paix (нынешний адрес) ознаменовал собой начало новой истории фирмы — эпохи часов Cartier. Первые наручные часы Cartier — три пары женских бриллиантовых браслетов со встроенными часовыми механизмами, созданные еще в конце 1870-х годов, энтузиазма у публики не вызвали.

Виновата была мода — длинные широкие рукава и высокие перчатки. О мужских наручных часах в ту пору еще не думали. Вплоть до начала ХХ века сильная половина человечества прятала часы в карманы. Надеть их на руку считалось весьма экстравагантным и вызывающим шагом.

Стереотип сломал друг Луи, бразильский шальной аристократ Альберто Сантос-Дюмон, один из пионеров авиации. Во время полета искать в кармане часы было крайне неудобно, и он попросил молодого Картье создать что-нибудь этакое специально для него.

Так в 1904 г. появились на свет первые наручные часы Santos. Поскольку в то время не было ничего более модного, чем авиация, модель Santos вызвала невероятный интерес. Успех наручных часов дал мощный толчок развитию фирмы.

В 1902 г. открылся первый иностранный магазин фирмы — в Лондоне, в 1910 г. дом Cartier уже торговал в Москве, Санкт-Петербурге и многих других крупных городах. В 1909 г. Пьер Картье начал торговлю в Нью-Йорке. После окончательного переезда туда в 1917 г., он приобрел особняк с заводом на Пятой авеню.

В 1910 г. Cartier перевернула традиционные представления о форме циферблата наручных часов, выпустив первые часы в прямоугольном корпусе, через два года были предложены модели часов овальной формы — Baignoires.

Несколько позже среди моделей Cartier появились часы, одновременно показывавшие время в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — в городах, где находились штаб-квартиры Cartier.

В 1912 г. были представлены модели часов Baignoire и Tortue (они производятся до сих пор), а в 1917-м торговая марка презентовала часы под названием Tank, разработанные Луи Картье. Мастера вдохновили новые модели танков, введенные на Западном фронте.

В 1918 г. в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Данная модель часов производится до наших дней, и за все эти годы была представлена более чем в 30 различных вариациях.

В начале 1920-х годов Cartier заключили договор с Эдмондом Джегером из Jaeger-LeCoultre, согласно которому он производил элементы только для часов Cartier. В этот же период времени Cartier начали нумеровать каждые проданные часы посредством нанесения на них четырехзначного кода.

В 1933 г. специально были разработаны водонепроницаемые часы Pasha из чистого золота — для паши Марракеша, которые тот мог бы носить во время плавания в бассейне. В последующие десятилетия фирма «Картье» выпустила в свет еще немало моделей часов: Reverso, Ceintures, Crash Watches.

Оптика от Картье

У большинства обывателей бренд Cartier ассоциируется с часами и ювелирными украшениями. Хотя фирма достигла успеха и в сфере оптических приборов. Первым изделием был шикарный лорнет из светлой морской раковины, украшенной бриллиантами для Принцессы Эсслинга, произведенный в 1897 г.

Сразу после этого на подобные изделия возник огромный спрос – представители элиты того времени наперебой заказывали мастерским Картье самые замысловатые модели «Прекрасной Эпохи»: лорнеты, монокли, очки и бифокальные оптические средства, и обязательно носили их с собой на самые важные международные приемы.

Для вечернего посещения Ковент-Гардена Эдвард VII заказал у Картье пару специальных «оперных» очков. На следующей неделе княжна Лобанова-Ростова попросила Луиса Картье изготовить изысканный лорнет из морских раковин и платины, украшенный сапфирами и бриллиантами. В 1913 г. очарованный этим изделием князь Юсупов заказал у ювелира лорнет, который украшали 442 бриллианта.

После окончания Первой мировой войны спрос на оптические аксессуары достиг такого большого спроса, что изготовлением этой продукции стало заниматься отдельное подразделение компании. Оптические изделия, созданные ювелиром, теперь продавались в магазине на улице Делапекс и привлекали все новых клиентов.

Первым, кто заказал пару очков у Луиса Картье, был в 1925 г. Жан Ланвин. В период между двумя войнами среди клиентов были интеллигенты, писатели, композиторы и актеры — Поль Клодель, Генри Бернштейн, Францис де Круазет, Жан Кокто, Колет, Гэби Морлей, Габриэль Дорзиат.

Коко Шанель постоянно носила с собой лорнеты, один из них она получила в подарок от герцога Вестминстерского — изысканный лорнет от Картье с алмазами и прекрасными жемчужинами. Позже она подарила его блистательному деятелю русского балета Сергею Дягилеву.

Новые владельцы

Первая мировая война, затем депрессия 1929 г. и Вторая мировая война коренным образом изменили общество. Аристократию вытеснили бизнесмены, которых привлекали вещи дорогие и престижные, но при этом удобные. В результате продукция «Картье» стала более функциональной. Авторучки, часы, зажигалки, изготовленные из дорогих материалов, выпускаются в массовую продажу.

В начале ХХ века Cartier создавал великолепные инкрустированные драгоценными камнями флаконы, в которых аристократическая клиентура имела обыкновение хранить свои любимые духи. Спрос на них был так велик, что уже в 1938 г. компания зарегистрировала новое имя — Parfums Cartier. Однако с началом Второй мировой войны проект был отложен.

В 1945 г. президентом фирмы, которая теперь называется Cartier International, становится Пьер Картье. После его смерти в 1964 г. владельцы филиалов бренда в Лондоне, Нью-Йорке и Париже — Жан-Жак Картье (сын Жака), Клод Картье (сын Луи) и Марионн Кладель (дочь Пьера) — продали бизнес.

Почти через 10 лет компания снова была объединена. В 1972 г. группа инвесторов во главе с Джозефом Кануи купила подразделение Cartier Paris. Генеральным директором Cartier стал Алан Доминик Перрин. В 1972 г. Ален-Доминик Перрен блестяще перестроил дистрибьюторскую политику и создал новое направление, получившее название Must.

С образованием Les Must de Cartier в 1973 году бутики Cartier были открыты в более чем 20 странах. Наиболее крупные бутики расположены в Нью-Йорке, Милане, Беверли- Хиллс, Риме, Бостоне, Сан-Франциско, Токио, Париже, Шанхае и Ванкувере. Изделия от «Картье», за исключением ювелирных украшений, начали продаваться не только в фирменных салонах, но и в специальных отделах дорогих магазинов.

Была разработана новая продукция: сумки, ремни, платки и т.д. Это позволило значительно расширить клиентуру, и в скором времени доход нового направления достиг трети общего дохода фирмы. В 1974 и 1976 гг. соответственно были выкуплены также лондонское и нью-йоркское подразделения. В 1979 г. все три филиала были объединены под общим именем Cartier Monde.

В 1981 г. «Картье» начал наступление на парфюмерный рынок и выпустил духи Must, затем в 1987 г. — Pantere, в 1995 г. — So Pretty. В 1982 г. появляется новый стиль от «Картье» — Nouvelle Joallerie, то есть «новое ювелирное искусство». В основе — все та же стилизованная, изысканная классика, умелое сочетание традиционных классических форм и современного дизайна.

В 1988 г. Cartier приобрели контрольный пакет акций Piaget and Baume & Mercier. Спустя пять лет была сформирована головная компания Vendome Luxury Group, объединяющая такие бренды как Cartier, Alfred Dunhill, Montblanc, Piaget, Baume & Mercier, Karl Lagerfeld, Chloe, Sulka, Hackett и Seeger.

В том же 1993 г. Cartier вошла в концерн Richemond — лидирующую группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши.

В настоящее время Cartier — это 14 производственно-коммерческих компаний, входящих в концерн Richemond. Каждая из них отвечает за производство отдельных товаров – часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Все, что выпускается под маркой Cartier, несет на себе отпечаток роскоши, богатства и исключительности.

Перед красотой своих изделий не может устоять и сама фирма — сейчас она выкупает некоторые собственные шедевры, символизирующие тот или иной этап развития бренда.

Заблокирована возможность оставлять комментарии