История успеха Rolls-Royce. Эталон английского качества

 

 

Вот уже более ста лет две сплетенные буквы «R» являются символом созданной основателями компании концепции: «Качество остается, когда о цене уже давно забыли». За всю историю Rolls-Royce было выпущено чуть более 20 моделей и практически все – британской сборки.

Материалы по теме:
История успеха Cartier. Король ювелиров
История успеха Sotheby’s. Мир с молотка
История успеха компании Carl Zeiss. Оптические каноны
Все материалы

Союз единомышленников, сообщают Экономические Известия.

История бренда Rolls-Royce Motor Cars началась более 100 лет назад, когда в мае 1904 г. состоялась встреча между Фредериком Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом. Первый был инженером, который хотел изготовить лучший автомобиль в мире. Второй ­– коммерсантом с большими связями, жаждущий продавать лучший автомобиль в мире.

Фредерик Генри Ройс родился в Авалтоне, неподалеку от Питерборо в Англии, в 1863 г. Его отец молол муку, и Генри был самым младшим из пятерых детей. Чтобы помочь своей семье, уже в 10 лет Генри переехал в Лондон, где торговал газетами на улице, а позже стал разносчиком телеграмм в Уэст Энде.

Судьба Ройса изменилась, когда тетя предложила оплатить его обучение на заводе Великой Северной Железной Дороги. Так, в четырнадцать лет он попал под влияние выдающегося инженера того времени Патрика Стиргинга. Будучи устремленным молодым человеком, Ройс изучал языки и алгебру, а также основы недавнего изобретения – электричества.

Позже он переехал в Лидз, где работал на заводе по производству механических станков и затем в Лондон, где трудился в компании «Электрический свет и электроэнергия».

К своему 19-ти-летию он стал техническим консультантом в Лидзе, и затем вместе с другом основал компанию F.H. Royce и Co. Друзья производили небольшие электрические компоненты, такие как дверные звонки, патроны ламп, выключатели и т.д.

Бизнес успешно развивался, и в 1903 г. Ройс смог купить себе автомобиль – французский Decauville с двухцилиндровым двигателем мощностью 10 л.с. Стандартная конструкция и качество изготовления авто оставляли желать лучшего, и Ройс полагал, что в машине можно многое усовершенствовать.

В 1904 г. предприниматель, используя базовую конструкцию Decauville, построл свой собственный небольшой автомобиль с двухцилиндровым двигателем объемом 2,0 л, а затем еще две машины. Новости о компании на улице Кук в Манчестере, производившей замечательные двухцилиндровые автомобили, дошли до Чарлза Роллса.

Судьба Роллса была несколько иной. Он родился в богатой и знатной семье. Естественно, он получил великолепное образование. У него было два диплома – один Итона, а другой Кембриджа. Первым автомобилем Чарлза был Peugeot Phaeton, купленный отцом еще во время учебы в Кембридже.

После окончания учебы в 1902 г. Чарлз основал компанию CS Rolls & Co. Ее основной деятельностью стала продажа автомобилей. Чарлз смог привлечь к работе знаменитую в этой отрасли личность – Клода Джонсона. Дела быстро пошли в гору, и компания стала одним из крупнейших дистрибьюторов автомобилей в Великобритании. Роллсу хотелось непременно найти «идеальную» машину британского производства, которая превзошла бы все те импортные марки, которые он продавал.

В мае 1904 г. Роллс встретился с Ройсом. В результате Роллс получил эксклюзивные права на продажу всех произведенных Ройсом авто. Вскоре публике были представлены первые автомобили, созданные в партнерстве. Они получили очень хорошие отзывы критиков и прессы.

В конце года была основана компания Rolls-Royce Motor Holding. С тех пор Генри Ройс вел бизнес со своим партнером Чарльзом Роллсом. С самого начала в основу философии новой компании ее создатели заложили «изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества».

Рождение торговой марки

С 1904-го по 1906 г. компания Rolls-Royce выпускает несколько моделей — 12PS, 15PS, 20PS, 30PS. Это были небольшие двухцилиндровые, а так же автомобили с трех и четырехцилиндровыми моторами. Эти машины класса люкс быстро завоевали успех на рынке.

Их репутация улучшилась еще больше благодаря победам в автогонках. Первой добилась триумфа в авторалли «Турист Трофи» в 1906 году модель Rolls-Royce 20 PS с самим Чарльзом Роллсом за рулем. Затем последовал рекорд в авторалли «Монте-Карло — Лондон», а также победы в США, включая «Сильвер Трофи» в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде.

В 1906 г. на лондонском «Олимпия Мотор Шоу» компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP. Новая модель ничем не повторяла предшественников. Только шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов стерлингов.

Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J.Mulliner, Gurney Nutting, Windover, James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas и др. (вплоть до Второй мировой войны завод Rolls-Royce не производил кузовов).

Это была немалая цена для того времени. Но у мастерских не было недостатка в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси. Вскоре этой машине дали необычное имя Silver Ghost («Серебряный Дух»).

По легенде, своим названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Якобы самый громкий звук в салоне – тиканье часов. Изготовленный Генри Ройсом шестицилиндровый 7-литровый мотор для новой модели работал тихо и мягко.

Silver Ghost обладал редкой плавностью хода и мог развивать скорость до 120 км/ч. Автомобиль стоил тех денег, что за него просили, ведь уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». И в доказательство флагман Rolls-Royce с достоинством преодолел испытательный пробег в 14371 милю (более 24 тыс. км) практически без поломок – небывалое достижение для тех времен.

Модель оказалась настолько удачной, что постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси только усиливали покупательский интерес. В том же 1907 г. компания Rolls-Royce переехала из Манчестера в Дерби и вскоре открыла там станцию технического обслуживания и школу подготовки водителей.

Подняться в небо

Потомственный аристократ Чарльз Роллс, будучи пионером автомобилевождения на земле, хотел покорить и небо. В 1910 г. в возрасте 33 лет Чарльз Роллс погиб в авиакатастрофе. После гибели своего друга и партнера Ройс самостоятельно наладил производство авиационных двигателей. Он создал двигатель Eagle, за которым последовал Hawk, Falcon, Condor и Kestrel.

Как и автомобили, двигатели Roll-Royce были выдающимися образцами инженерной мысли того времени. В 1929, 1930 и 1931 гг. аэроплан, оснащенный двигателем Rolls-Royce «R», выиграл приз Шнайдер Трофи на международном соревновании гидропланов.

Огромным успехом стала разработка авиадвигателя PV-12, получившего имя Merlin. Эта блестящая разработка была полностью инициативой компании и к ней не привлекались средства казны, что отразилось в названии PV (Private Venture – частное предприятие).

«Мерлинами» оборудовались истребители Hurricane, Spitfire и четырехмоторные тяжелые бомбардировщики Lancaster. Эти двигатели в настоящее время установлены в самолетах, участвующих в мемориальном параде, посвященном битве за Великобританию.

Всего было выпущено более 160 тыс. «Мерлинов» в разных модификациях, одна из которых – Meteor – устанавливалась даже на танках Centurion. К сожалению, Ройс этого не увидел, так как он умер в возрасте 70 лет в апреле 1933 г. Еще при жизни за большие заслуги перед британской короной он был посвящен в рыцари.

Покорение мира

В 1921 г. британский автомобиль стал настолько популярен, что его производство было открыто в США, в Спрингфилде. Одним из первых владельцев Silver Ghost американской сборки стал Нельсон Рокфеллер.

Однако американский Rolls-Royce не пользовался популярностью – богатые американцы предпочитали британскую сборку. В итоге в 1926 г. производство пришлось свернуть. Всего за пять лет было собрано 1703 автомобиля.

В 1925 году на смену Silver Ghost пришел величественный и запредельно дорогой Rolls-Royce Phantom I. Новинка, как и ее предшественник, собиралась и в Британии, на заводе в Дерби, и на спрингфилдском филиале, причем европейская и заокеанская модификации существенно отличались друг от друга. Всего было собрано 3463 автомобиля.

В 1929 г. Phantom I был заменен на Phantom II. Новый флагман получил обновленное шасси, мощность двигателя около 120 л.с., максимальную скорость 120 км/ч. Третий, последний из довоенных «Призраков» – Rolls-Royce Phantom III, – был представлен покупателям в 1935 г. на Лондонской автомобильной выставке. Мощность мотора была увеличена до 165 л.с., а максимальная скорость составляла 148 км/ч.

В этом автомобиле отразилась типичная для «Роллс-Ройса» черта – дублирование всех особо важных систем. Например, в двигателе устанавливались двойное зажигание с двумя свечами в каждом цилиндре и два бензонасоса, чтобы достичь максимальной надежности в эксплуатации. Производство Rolls-Royce Phantom III было прекращено в начале Второй мировой войны, всего было выпущено только 715 экземпляров.

Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компания Rolls-Royce и в кризисные 1930-е годы смогла сохранить свои позиции. В 1931 г. Rolls-Royce приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, – компанию Bentley.

Неотъемлемый атрибут всех автомобилей Rolls-Royce – серебряная крылатая скульптура-талисман, украшающая капот, – The Spirit of Ecstasy («Дух Восторга»), созданная знаменитым скульптором-модернистом Чарльзом Сайксом. Сайкс создал фигурку девушки с вытянутыми руками в платье, развевающимся на ветру. С 6 февраля 1911 г. каждый Rolls-Royce украшается эмблемой Spirit of Ecstasy.

Первоначально, Spirit of Ecstasy была посеребренной, и ее часто воровали. Поэтому с 1914 г. эмблема изготавливается из полированного никелевого сплава. Сегодня «Дух Восторга» на новом Rolls-Royce Phantom мгновенно исчезает под капотом в двух случаях: при ДТП – автоматически, либо же нажатием кнопки на приборной доске.

В 1950 г. начался выпуск Phantom IV, предназначавшегося исключительно для членов королевской семьи и первых лиц государств. Этот автомобиль мог развивать скорость до 160 км/ч, однако ценность его заключалась в способности ехать долгое время со скоростью пешехода и при этом не перегреваться. Это было нужно для официальных церемоний.

Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира.

Взлеты и падения

В результате неправильной экономической стратегии компания Rolls-Royce в феврале 1971 г. была объявлена банкротом. Однако её как национальное достояние спасло британское правительство, инвестировав около $250 млн. Но при этом компания Rolls-Royce Motor Holding была разделена на две компании.

Rolls-Royce Motor Cars Ltd выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты. Rolls-Royce Ltd производила реактивные двигатели. С 1971 г. по 1987 г. компания находилась под управлением государства, и была приватизировано в 1987 г., сменив название на Rolls-Royce Plc.

Военно-промышленный концерн Vickers в 1980 г. приобрел Rolls-Royce Motor Cars Ltd за 38 млн. фунтов стерлингов, когда компания в очередной раз оказалась на грани кризиса. Vickers сделал для Rolls-Royce немало: вложив еще около 40 млн. фунтов стерлингов, концерн модернизировал устаревшие заводы в Кру.

В этот период появляются такие модели, как разработанный в 1971 г. двухдверный элитный кабриолет Rolls-Royce Corniche. Модель производилась до 1995 г. Rolls-Royce Camague стал в 1975 г. первым серийным автомобилем компании, разработанным иностранными конструкторами.

К своему 90-летию, в 1994 г. компания выпустила Rolls-Royce Flying Spur – модель ограниченной серии в 50 автомобилей. А также Silver Spur II Touring Limousine ставшей самой престижной моделью компании, стоимостью около $300 тыс. и тиражом в 25 единиц в год.

Бренд с немецким акцентом

В октябре 1997 г. начались переговоры о продаже компании Rolls-Royce. Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce.

Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брендом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия). Там концерн построил «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин. Рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном автомобили Rolls-Royce изготавливаются вручную и только под заказ.

Тем не менее, благодаря предпринятым мерам более чем вдвое – с 65 до 28 дней – сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. С начала 90-х компания вновь начала приносить прибыль.

Премьера нового Rolls-Royce Phantom образца 2003 г. состоялась 5 января на международном автосалоне в Детройте. По официальной информации 6,75-литровый двигатель V12 был разработан специально для этой модели.

На отделку интерьера Rolls-Royce Phantom идет 450 элементов натуральной кожи, раскроенных при помощи специального лазера из бычьих шкур. Именно бычьих, шкуры коров не используют из-за более низкого качества. На один салон требуется шкуры 18 породистых быков, для сравнения, на отделку салона Maybach необходимо семь шкур. В качестве ковриков используются шкуры ангорской овцы нежнейшей выделки.

В марте 2008 г. на Женевском автосалоне был представлен очередной автомобиль из серии Phantom. На этот раз было показано самое дорогое в мире купе Rolls-Royce Phantom Coupe. Новинка практически полностью выполнена из алюминия. Новый суперкар оснащен двигателем V8, с объемом 6,75 литра и мощностью 453 л.с. До 100 км/ч роскошный автомобиль разгоняется за 5,6 секунды.

Все автомобили «Роллс-Ройсы» до сих пор ручной сборки. На заводе в Гудвуде в 2010 г. трудилось всего два робота, которые наносят краску на кузов. Все остальные работы выполняются вручную. Все модели компании проходят 2000 километров пробега, после чего машину разбирают, проверяют каждый узел, затем она окрашивается в 12 слоёв краски. Все детали автомобиля имеют клеймо рабочих, которые их изготавливали.

После этого, согласно конкретной спецификации заказчика машина окончательно собирается. О качестве автомобилей марки свидетельствует тот факт, что 60% из всех выпущенных за все время машин до настоящего времени «на ходу».

В 2011 г. Rolls-Royce Motor Cars Ltd продала рекордное количество автомобилей – 3538 штук. Чистая прибыль британской машиностроительной компании Rolls-Royce Group в 2012 г. составила 600 млн. фунтов стерлингов (€804 млн.) по сравнению с 994 млн. фунтов стерлингов (€1,33 млн.), полученными годом ранее.

Клиенты Rolls-Royce Group Рlc – более 500 авиакомпаний и 4000 корпоративных и многоцелевых самолетов и вертолетов, 160 армий, 70 флотов и судоходных компаний, а также энергетические компании более чем 80 стран. Активы компании расположены в 50 странах, штат составляет более 39 тыс. человек.

Заблокирована возможность оставлять комментарии