Развитие пейзажного жанра

Французское слово «пейзаж» (paysage) переводится, как «природа». Именно такое название в изобразительном искусстве у жанра, главной целью которого является воспроизвести естественную или измененную человеком природу. Пейзаж является художественным произведением в живописи или графике, который показывает природу.

 Питер де Молин — Пейзаж с коттеджем. XVII век

  • Элементы пейзажа содержала уже наскальная живопись. В эпоху неолита можно было встретить схематичное изображение первобытными мастерами на стенах пещер рек или озер, деревьев и каменных глыб. Так, в Среднем Египте были обнаружены скальные гробницы правителей, которые жили в 21-20 веках до нашей эры. На одной из фресок, которыми покрыты стены погребальных камер, изображена дикая кошка, охотящаяся в густых зарослях. В знаменитом Кносском дворце на острове Крит найдена роспись, которой исследователи дали название «Куропатки в скалах». Также можно отметить найденную в древнеримском городе Стабии фреску «Морской порт» с морским пейзажем.
  • Как самостоятельный, пейзажный жанр появился в VI веке в искусстве Китая. Картины китайские мастера писали в основном тушью на шелке, представляя одухотворенную и величественную природу, как огромную вселенную без границ. Окружающий мир выглядел при этом  очень поэтичным. Велико оказалось влияние традиций китайской пейзажной живописи и на японское искусство.
  • Значительно позже состоялось появление пейзажа как отдельного жанра в Европе. Большая роль в деле формирования пейзажной живописи отводится европейским миниатюристам. Во Франции в 1410-х годах придворными талантливыми иллюстраторами братьям  Лимбург  были созданы очаровательные миниатюры к часослову герцога Беррийского. С помощью этих  изящных и красочных рисунков представлены времена года и соответствующие им полевые работы и развлечения, с показом природных ландшафтов.
  • Наличие ярко выраженного интереса к пейзажу характерно для живописи Раннего Возрождения. Изображая природу и человека, живописцы стремятся добиться гармонии и целостности. Такова картина «Шествие волхвов» (XV век) художника Стефано ди Джованни из Италии. 
  • В эпоху Высокого Возрождения пейзажным мотивам уделяется еще больше внимания. Пейзаж отныне важнейший элемент художественных сюжетов.
  • До XVI века художники использовали в своих произведениях пейзажные детали лишь в качестве фона, работая над религиозной сценой, жанровой композицией или портретом. Яркий пример тому вошедший в историю искусства портрет Моны Лизы, который написал Леонардо да Винчи.

    Заблокирована возможность оставлять комментарии