Театральная культура «серебрянного века»

Музыкальная жизнь начала XX в. характеризовалась острой борьбой творческих течений. С. В. Рахманинов (1873-1843), талантливый пианист, композитор и дирижер, будучи непримиримым врагом формализма, следовал в своем творчестве лучшим традициям русской классики. Он обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. Его музыка отражала связь с народно-национальной музыкальной культурой. Большое место в его творчестве занимают образы русской природы, С. В. Рахманинова даже называли «Левитаном русской музыки». Но одновременно с этим у него, как и у А. Н. Скрябина (1872-1915), проявилось тяготение к новым, модернистским тенденциям. Творчество А. Н. Скрябина представляет собой своеобразное сочетание поздне-романтических традиций, а также музыкального импрессионизма, символизма и экспрессионизма. А. Н. Скрябина привлекала идея синтеза искусств.

Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Его можно считать провозвестником цветомузыки. Особая строка для «светового клавира» указывала, как и когда зрительный зал должен был освещаться различными цветными лучами. При сближении в симфоническом жанре традиции «кучкистов» и П. И. Чайковского возник новый тип музыкального произведения — симфоническая поэма. А. Н. Скрябиным была создана знаменитая «Поэма экстаза».

Группировавшиеся вокруг журнала «Мир искусства» С. Н. Василенко, Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский принадлежат к числу композиторов-новаторов XX в. В симфонической поэме С. Н. Василенко «Полет ведьм» по Д. С. Мережковскому, вокальных миниатюрах Н. Н. Черепнина «Фейные сказки» на стихи К. Д. Бальмонта, балетах И. Ф. Стравинского «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица» прослеживаются черты импрессионизма.

В камерно-инструментальной музыке наибольшие достижения наблюдались в творчестве С. И. Танеева и А. К. Глазунова. Русское музыкальное исполнительское искусство было представлено такими именами, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов.

В 1898 г. был создан Московский Художественный театр, где К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко было положено начало новому, свободному от казенной опеки творчеству. Это был театр современной драматургии, где ставились пьесы А. П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена. На сцене Художественного театра блистали О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин.

Большинство пациентов имеющих диагноз артроз страдают таким направлением болезни, как артроз колена (коленного сустава). Несмотря на то, что проблемы с этим суставом преобладают и требуют стационарного лечения для надежности и большего эффекта, мало кто из пациентов отказывается от амбулаторного лечения в пользу стационара.

Противником реалистично-демократической линии Художественного театра выступил В. Я. Брюсов. Он считал, что современный театр — это театр условный, полный символов, аллегорий и иносказаний.

В 1904 г. выдающейся актрисой В. Ф. Комиссаржевской был открыт театр, отражающий настроения передовой российской демократической интеллигенции. В его репертуаре, свободном от казенщины и рутины, шли такие пьесы, как «Чайка» А. П. Чехова, «Дети Солнца» М. Горького, «Нора» Г. Ибсена.

В начале XX в. открывается много самодеятельных театров. При этом часть из них открывалась за казенный счет с целью отвлечения рабочих от революционных кружков, но вопреки намерениям правительства театры часто становились не только очагами культуры, но способствовали культурно-политическому просвещению народных масс.

Культура «серебряного века», с одной стороны, способствовала развитию лучших демократических и реалистических традиций, а с другой — характеризовалась сомнениями и противоречивыми исканиями, интеллектуализмом и элитарностью. Это время не только расцвета национальной традиции, но интеграции в мировой модерн, а также лидирующее и опережающее развитие в области литературы и живописи.

Автор текста: М. В. Соколова

Заблокирована возможность оставлять комментарии