Трансграничная торговля: мрак в конце тоннеля

на почту» title=»Отправить на почту»>

Закрыть
Отправить

 

 

Долгожданное сообщение в ленте новостей: хоть что-то в стране начинает дешеветь… Выходящий на рынок, очередной почтово-логистический оператор громогласно объявляет о снижении на 30% регулярных тарифов по услугам на выкуп, пересылку, дробление и консолидацию товаров из-за рубежа.


Сергей Башлаков

По заверениям оператора, теперь доставка в Украину обычной футболки с самых популярных торговых площадок мира обойдется всего в 12 гривен!

В условиях критического падения покупательной способности это кажется исключительно благородной целью — предоставить жителям Украины возможность купить, а затем быстро и дешево получить товар из разных стран…

На деле, как выясняется, не все так привлекательно.

Сегодня трансграничная торговля (cross-border trade) стала одним из наиболее динамично развивающихся способов международной торговли услугами. Она позволяет продавцу и покупателю не терять времени зря и не перемещаться — границу пересекает только товар.

По итогам 2015 г., уже около 3 млн. украинцев делают покупки в онлайне. Они закупают в сети электронику и телефоны, смартфоны и планшеты, миксеры и тостеры — вплоть до одежды, обуви и аксессуаров.

Как ожидается, к 2020 г. в Украине трансграничная онлайн-торговля бытовой техникой и электроникой займет 30% от всех продаж на рынке. Например, показатель одежды вырастет до 20%, обуви — до 17%.

Между тем, гораздо больше внимания обращает другая тенденция. Покупатели — жители областных центров с доходом выше среднего — чаще всего, предпочитают не отечественные, а зарубежные интернет-магазины.

Как известно, самой популярной среди зарубежных интернет-площадок сегодня стала AliExpress: через нее делают покупки около половины клиентов. В тройку лидеров среди популярных интернет-ритейлеров вошли Аmazon и eBay. Но если на интернет-аукционе eBay продавцами зарегистрированы полмиллиона человек, то на AliExpress — их уже 2 млн.

eBay во втором квартале 2016 г. увеличил чистую прибыль более чем в пять раз. В апреле-июне она составила $435 млн. (или 38 центов в расчете на акцию) по сравнению с $83 млн. (или 7 центов на акцию), полученными за аналогичный период прошлого года.

Высокий уровень образованности украинского потребителя дает широкие возможности искать товары подешевле и покачественнее. И зачастую покупатель находит нужное на иностранных онлайн-площадках.

Что это означает? Как минимум то, что часть этой прибыли недополучает государственный бюджет Украины.

Сколько бы власти не говорили о деофшоризации украинской экономики, по сути дела, с благословения государства в бюджете образовалась настоящая офшорная дыра. Ежедневно она наносит ущерб добросовестному налогоплательщику, на котором госбюджет кое-как держится.

Поэтому речь не о лоббировании незаконных преференций и льгот, а о создании справедливых условий на рынке.

Государство не выполняет свои обязанности — не предоставляет предпринимателям единые условия без льгот и преференций. В конечном итоге, нездоровая конкуренция оборачивается против национальной экономики.

Используя иностранные магазины для покупок, украинский потребитель фактически «помогает» отечественным компаниям разоряться.

От арифметической до геометрической прогрессии

Экспансия зарубежных трансграничных продаж негативно влияет не только на отечественную интернет-торговлю. В результате нездоровой конкуренции она теснит традиционную розницу.

По сравнению с конкурентами, импортер обязан выплачивать необходимые таможенные платежи в то время, как товары иностранных интернет-магазинов общей стоимостью до €150 освобождены от таможенных сборов.

Местным ритейлерам при ввозе в Украину импортных товаров, кроме прочего, нужно обеспечить зарплатой сотрудников, потратиться на рекламное сопровождение и так далее. Естественно, что цены на импортные товары получаются выше, чем стоимость той же продукции в онлайн-магазинах с привилегиями.

Однако в Украине оказалось непредосудительным продавать товары через интернет без налогов и пошлин. Благодаря более низким ценам, зарубежные операторы получили неоправданное ценовое конкурентное преимущество.

Используя льготные условия, как иностранные продавцы, так и отечественные оптимизаторы извлекают из сложившейся ситуации максимальную выгоду. Они нередко разбирают товары по посылкам, ввозят их в страну без положенных отчислений, после чего объединяют в товарные партии и продают.

Перевозчики специально открывают новые виды услуг, предоставляя беспошлинную доставку товара (плюс его консолидацию и расфасовку). Конечно, теперь из сэкономленного можно безболезненно отдать перевозчикам их долю. Еще часть уходит оптимизаторам для легализации товара.

Возьмем для примера товарную партию в тысячу единиц в позиции «одежда/обувь» (со стоимостью единицы товара до $150). Общая стоимость такой партии составляет $150 тыс. В такой ситуации за нее нужно обычно заплатить, исходя из 10% пошлины и 20% НДС, значительную сумму отчислений. Но, пользуясь неравными условиями, на совокупном платеже можно и сэкономить.

Социализм опережает капитализм

Сравним для интереса: во многих странах установлен достаточно низкий лимит беспошлинных покупок. В Бразилию бесплатно можно ввезти только товар на $40-45, в Турцию — на $25. Это — чисто символическая планка. В Канаде, Таиланде, Новой Зеландии — тоже невысокие пороги (соответственно 14, 23 и 34 €). Пошлины на ввоз любых посылок в Индию составляют 35% от их стоимости. Во Франции принимают многочисленные законы, направленные на защиту мелкой розницы.

Евросоюз установил ограничение беспошлинного ввоза на уровне €22. Хотя продавцы из Поднебесной давно и без зазрения совести пишут на посылках в Европу «21,99 евро». Это позволяет доставлять товар, не платя ни на границе, ни с продаж… И поделать с этим ничего нельзя.

Зато власти в социалистическом Китае не стесняются регулировать электронную торговлю импортом. Они последовательно ужесточают правила ввоза посылок на свою территорию. В стране появился первый список импортных товаров, разрешенных к продаже через платформы трансграничной онлайн-торговли. Он содержит более тысячи позиций (больше всего ограничений — на ввоз детского питания и косметики).

Движение товаров в Китай подчинено жестким правилам. Облагается все, что дороже 50 юаней (€7) — платится ввозный НДС 13-17% и пошлина 9,5%. В Пекине не скрывают, что таким образом они рассчитывают урегулировать конкуренцию, повысить безопасность потребителей и подтолкнуть развитие отечественной индустрии.

Благодаря дисбалансу, объем трансграничного онлайн-бизнеса, который ведется только через китайские торговые площадки, в 2016 г. превысит $1 трлн. Причем скорость роста в Китае будет увеличиваться до 30% к общему объему импорта и до 20% — ко всему экспорту КНР.

На этом фоне в Украину по-прежнему без пошлины можно ввезти товар стоимостью до €150. Пожалуйста, двери открыты… А если бы она была, то поступления в разбалансированный бюджет были бы намного ощутимей.

Навязывая своим предпринимателям невыгодные условия и не осознавая пагубность своих действий, власти не защищают отечественный рынок, а ставят его под удар.

Так как же уравнять условия в Украине? Есть два основных способа: ввести соответствующее налогообложения для товаров из иностранных магазинов и отрегулировать барьеры беспошлинного ввоза.

Но где все эти многоразово обещанные предложения с ликвидацией норм, позволяющие ввоз посылок без таможенного оформления, и со взиманием необходимых платежей с получателей товара?

Так или иначе, если сейчас ничего не предпринять, никто из украинских участников торговли не выдержит нездоровой конкуренции. Особенно в момент, когда для общества важно мобилизовать все силы.

Но сегодня неравенство налогообложения отечественных и иностранных онлайн-продавцов – не только вопрос выживания магазинов. Это — проблема выживания украинского производителя.

Не говоря о том, что речь идет о миллиардах, неконтролируемых государством. Украина переживает острый экономический кризис и гибридную войну, поэтому отсутствие контроля является прямой угрозой для экономической безопасности страны.

Сергей Башлаков

депутат Киевсовета, член комиссии по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики

.

Заблокирована возможность оставлять комментарии